Высше школы не бывает

У Шанинки отозвали аккредитацию

Московская высшая школа социальных и экономических наук внезапно лишилась госаккредитации после проверки Рособрнадзора. Ведомство утверждает, что комиссия выявила «многочисленные нарушения требований образовательных стандартов». Ректор вуза Сергей Зуев заявил “Ъ”, что эти требования оторваны от реальности, и предложил ректорскому сообществу обсудить возможность изменения законодательства. Его подчиненные высказываются откровеннее — они прямо заявляют, что речь идет о разгроме следующего после ЕУСПб вуза с «либеральной» репутацией. Декан факультета социальных наук Виктор Вахштайн уверен, что следующим шагом станет отзыв образовательной лицензии, но обещает, что профессора будут преподавать «на улицах, в парках, в эмиграции».

Рособрнадзор лишил студентов «Шанинки» российских дипломов, оставив им лишь британские

Фото: Владимир Машатин/PhotoXpress

Проверка в МВШСЭН была плановой — 25 мая 2018 года у вуза, который по имени основателя, первого ректора и действующего президента Теодора Шанина называют Шанинкой, истекало свидетельство о государственной аккредитации. Администрация направила в Рособрнадзор все документы, после чего в мае вуз посетила комиссия. По словам декана факультета социальных наук Виктора Вахштайна, первые два дня проверяющие были настроены благожелательно и хвалили Шанинку. Но на третий день «после звонка эксперты удалились, виновато пряча глаза», написал он на своей странице в соцсети. После этого, говорит декан, решение комиссии уже «не было неожиданным».

Что такое Московская высшая школа социальных и экономических наук

Смотреть

В четверг Рособрнадзор опубликовал приказ об отказе в аккредитации. В заявлении для СМИ ведомство пояснило, что экспертная комиссия нашла многочисленные нарушения: «отсутствие материально-технического обеспечения учебного процесса, отсутствие необходимой квалификации у педагогических работников, нарушения в организации практики обучающихся и др.». Был опубликован и многостраничный протокол решения комиссии. В нем упоминается, в частности, что дисциплины «история костюма» и «обувь XVIII–XX вв.» «не формируют профессиональные компетенции». А претензии к направлению «юриспруденция» заключаются в том, что «один из преподавателей имеет высшее образование по специальности "история", квалификация "историк"», но при этом ведет «дисциплины "система вещных прав" и "договоры о передаче имущества"».

Решение об отказе Шанинке в аккредитации вызвало возмущение в образовательном сообществе. Несмотря на негосударственный статус, МВШСЭН считается одним из самых престижных вузов в России. Так, в 2015 году она заняла первое место в рейтинге зарплат выпускников, подготовленном Минобрнауки: обладатели ее диплома зарабатывали в среднем 110 тыс. руб. в месяц. «В России такие заведения можно пересчитать по пальцам одной руки,— заявила в четверг “Ъ” доцент кафедры социологии ВШЭ Элла Панеях.— Шанинка из учебных заведений, где учат социальным наукам, если не номер один, то входит в тройку. Это первоклассное учебное заведение с длинной историей, которое существует все постсоветское время. У них абсолютно мировой стандарт обучения». По ее словам, в заключении Рособрнадзора нет действительно серьезных нарушений, а работа вуза оценивается исключительно с бюрократической точки зрения. «Когда "дисциплины не формируют профессиональные компетенции" — это значит, что преподаватель просто не вставил в программу так называемые коды компетенций,— пояснила она.— "Квалификация заведующего кафедрой не соответствует квалификационным характеристикам" — так получается, когда человек получает образование за границей, и у него, соответственно, нет российской корочки кандидата наук».

«Большинство замечаний касается несформированности у студентов тех или иных компетенций. Но точно известно, что никакая сформированность компетенций не проверялась, потому что для этого нет инструментария,— говорит выпускник Шанинки, ректор МГПУ Игорь Реморенко.— Ряд норм, которые оценивались при аккредитации,— это нормы трудового, а не образовательного законодательства. Это тоже странно».

«Я не со всеми тезисами этого заключения согласен,— заявил в четверг “Ъ” ректор МВШСЭН Сергей Зуев.— Мне кажется, там есть ряд фактических ошибок». В беседе с “Ъ” он заявил, что хотел бы обсудить ситуацию и Рособрнадзором и с коллегами-ректорами. «Уже на нашем кейсе, на такой печальной истории, мы можем сформулировать несколько критических проблем, которые, безусловно, требуют внимания всего образовательного сообщества»,— сказал он. «Это те нарушения, которые ищут, когда хотят закрыть. Такие нарушения есть практически в любом учебном заведении»,— согласна с ним Элла Панеях.

Весной 2018 года ректорское сообщество России уже критиковало качество проверок Рособрнадзора (см. “Ъ” от 12 мая). Ассоциация «Глобальные университеты» и Ассоциация ведущих университетов сделали совместное заявление о том, что необходимо реформировать существующий механизм аккредитации и лицензирования вузов. «Эта система крайне неразумна и непрозрачна, если бы была моя воля, я бы аккредитацию убрал в принципе, оставил бы лицензирование»,— поддержал тогда ректоров глава ФАС Игорь Артемьев. «Система контроля не учитывает новации, она их подавляет и абсолютно не мотивирует вузы на улучшение работы»,— высказал свое мнение помощник президента РФ Андрей Фурсенко.

При этом стоит отметить, что дискуссия об избирательности проверок Рособрнадзора обострилась после того, как летом 2016 года ведомство заявило о многочисленных нарушениях другого престижного вуза — Европейского университета в Санкт-Петербурге. Разбирательство привело к отзыву лицензии университета в марте 2017 года. Руководство вуза называло претензии Рособрнадзора формальными и «основанными на специфической трактовке положений законодательства». А преподаватели и студенты Европейского университета прямо говорили о желании властей закрыть вуз с репутацией «либерального». Теперь такие же заявления делают сотрудники Шанинки.

«Помните, у Маркеса была такая повесть "Хроника объявленной смерти"? — спросил в беседе с “Ъ” завкафедрой практической психологии Шанинки Борис Шапиро.— Вот так мы и жили после той ситуации в Санкт-Петербурге. У нас даже были черные шутки на эту тему, что следующие будем мы. Было такое чувство, а потом была еще и информация кое-какая». Впрочем, рассказать подробнее он отказался. «Новость о лишении аккредитации у меня лично вызвала шок, но после истории с ЕУСПб это было ожидаемо,— говорит сопредседатель профсоюза "Университетская солидарность" Павел Кудюкин.— Очевидно, что какие-то политические силы целенаправленно пытаются вырубить самые сильные негосударственные вузы в области общественных наук. Те самые вузы, которые пытаются преодолеть наше традиционное, с советских времен, отставание в этих сферах. Серьезный анализ современного российского общества этим силам не нужен».

«Сценарий Европейского университета будет воспроизведен "с усилением",— предполагает Виктор Вахштайн.— Пока нас лишили всего лишь аккредитации, мы будем продолжать преподавать и давать британские дипломы. Затем нас попытаются лишить лицензии и запретить вести образовательную деятельность. Но мы и тогда будем преподавать — на улицах, в парках, в эмиграции».

Александр Черных, Анна Васильева, Нина Любинарская

Вся лента