Камера смотрит в полис
Дорожные комплексы подключают к проверке ОСАГО
На фоне инициативы Банка России об увеличении стоимости «автогражданки» Российский союз автостраховщиков (РСА) анонсировал запуск с 1 сентября системы, которая позволит проверять полисы ОСАГО в автоматическом режиме с помощью дорожных камер. Сначала нарушители будут получать только уведомления о необходимости оформить страховку, а к концу года, возможно, пойдут и первые штрафы. Пилотный проект будет запущен в Москве, потом в Татарстане. РСА настаивает, чтобы постановления нарушителям приходили максимум раз в день, а не с каждой встретившейся на пути автомобиля камеры, но решение зависит от ГИБДД.
О планах запустить систему проверки полисов ОСАГО с помощью автоматических камер в Москве заявил исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев. «Дата примерная»,— уточнил он.
Первое время нарушители будут получать лишь уведомления о необходимости оформить полис, а затем (возможно, к концу года) начнут приходить уже полноценные штрафы, каждый на 800 руб.
Следующим после столицы пилотным регионом может стать Татарстан. По оценке РСА, без полисов ОСАГО или с фальшивой страховкой по российским дорогам сейчас ездят 2–4 млн автовладельцев.
Вопрос, как часто водители будут получать уведомления и штрафы, пока не решен. РСА считает, что это должно происходить раз в день, независимо от количества проездов под камерами, пояснил “Ъ” господин Уфимцев. «Из разъяснений Верховного суда следует, что у водителя должно быть время на устранение нарушения,— рассказал он.— Однако мы пока не знаем позиции ГИБДД по данному вопросу. Ведь с юридической точки зрения каждый проезд под камерой — это отдельное нарушение, как в случае с нарушением скоростного режима. Вопрос пока обсуждается». Напомним, в Москве почти 1,5 тыс. стационарных камер, каждая машина проезжает в зонах контроля в среднем по 20 раз в сутки. Таким образом, можно предположить: при условии, что все камеры включены в систему работы с ОСАГО, общий размер штрафов может составить 16 тыс. руб. в сутки.
Возможность применения камер для проверки «автогражданки» обсуждается несколько лет, запустить систему оказалось сложно. Рассматривался вариант, когда страховка проверяется не у всех проезжающих под камерами, а только у нарушителей (превысивших скорость, совершивших выезд на «выделенку» и т. д.), но от него отказались. По данным “Ъ”, в московском Центре организации дорожного движения (ЦОДД, эксплуатирует камеры и серверные мощности для обработки данных) до недавнего времени относились к инициативе РСА скептически. Заявление о запуске системы проверки полисов РСА сделал на фоне недавно анонсированной инициативы ЦБ об увеличении тарифов по «автогражданке» (подготовлен проект указания Банка России, “Ъ” сообщал об этом 15 июня).
Технические сложности, заверил “Ъ” Евгений Уфимцев, удалось решить. Уже придуман механизм, позволяющий исключить ошибки — например, когда штраф получает автовладелец, который только что оформил рукописный полис (не успевший попасть в базу данных). Либо гражданин только что купил машину, а значит, имеет право оформить ОСАГО в течение 10 дней. Система будет проверять полис дважды: один раз в момент фиксации, второй — спустя несколько суток (срок еще не определен), говорит Евгений Уфимцев.
В ЦОДД заявили “Ъ”, что готовы к нововведению: «Система фотовидеофиксации в Москве универсальна, она обрабатывает огромное количество данных. Поэтому дополнительной нагрузки мы не боимся. Технически же мы полностью готовы».
Сначала нужно наладить «безупречную систему» оперативного внесения в базу данных сведений о вновь проданных полисах, говорит адвокат движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько. «Есть основания утверждать, что за все ошибки системы при задержках в обновлении информации отвечать опять будет номинальный собственник авто. Например, продавец машины, передавший ее новому владельцу,— говорит господин Радько.— Ситуация усугубляется тем, что жителю регионов в Москве приобрести полис почти нереально, электронная продажа тоже пока до конца не налажена».