За украинским Сбербанком вернулись из Белоруссии
Паритетбанк снова обратился с заявкой о покупке
Белорусский государственный Паритетбанк не оставляет попыток купить украинскую дочернюю структуру Сбербанка, он подал повторную заявку в Нацбанк Украины (НБУ). В конце марта Паритетбанку отказали «из-за несоответствия заявителя требованиям законодательства Украины». На этот раз покупатель подготовился: банк передали другой госструктуре и он потерял какую-либо связь с белорусским чиновником Виктором Шейманом, который находится под санкциями США и Европы.
Белорусский Паритетбанк сообщил, что подал в НБУ пакет документов для приобретения Сбербанка (Украина). Это уже вторая попытка. «У нас было достаточно времени, чтобы внимательно изучить требования регулятора Украины и надлежащим образом подготовиться к участию в сделке»,— приводятся в сообщении банка слова его руководителя Сергея Белова. В случае положительного решения регулятора финансовые условия заявки будут опубликованы в рамках международной финансовой отчетности банка. В Сбербанке отказались от комментариев.
Паритетбанк — 15-й из 25 банков Белоруссии по активам. Государству принадлежит 99,83%, еще 0,17% акций у более 2,5 тыс. частных лиц.
Сбербанк (Украина) принадлежит Сбербанку и входит в топ-7 украинских банков. Переговоры о его продаже идут второй год, но активизировались после введения Украиной санкций против дочерних структур российских госбанков весной 2017 года (продлены на год 6 марта 2018 года). Санкции запрещают банкам проводить операции в пользу материнских структур.
Впервые Паритетбанк подал заявку на приобретение украинского Сбербанка еще 21 декабря 2017 года. Сделка была интересна обеим сторонам, так как, по информации “Ъ”, позволяла в условиях санкций вернуть часть межбанковского финансирования, предоставленного Сбербанком украинской дочерней структуре (в Белоруссии у банка также есть дочернее предприятие, БПС-банк). Но в конце марта НБУ отказал Паритетбанку в согласовании сделки из-за «несоответствия заявителя требованиям законодательства Украины» (см. “Ъ” от 27 марта). Источники “Ъ” говорили, что ключевой проблемой согласования могла стать связь банка с белорусским чиновником Виктором Шейманом, который находится под жесткими санкциями США и Европы.
Эту проблему в Паритетбанке устранили, сменив собственника с одной госструктуры на другую. Раньше 99,83% акций банка владело управление делами президента Белорусии, которое возглавлял Виктор Шейман. В конце мая банк перешел в собственность госкомитета по имуществу Белорусии. Однако Сергей Белов заверил “Ъ”, что «напрямую смена собственника никак не связана со сделкой», это вопросы корпоративного управления. «Пакет документов очень непростой, в том числе есть расхождение в законодательстве стран в формировании ряда выписок и отчетов,— уточнил он.— На сегодня все документы пакета приведены в надлежащий вид».
В НБУ не ответили на запрос “Ъ”, получена ли новая заявка от Паритетбанка и есть ли другие претенденты на данный актив. Сбербанк активизировал продажу украинского банка в мае, обратившись ко всем потенциальным покупателям. По информации “Ъ”, интерес проявили владелец группы DCH Александр Ярославский, владелец группы EastOne Виктор Пинчук и некий британский инвестиционный фонд (см. “Ъ” от 25 мая). При этом в интервью “Ъ” президент Сбербанка Герман Греф говорил, что банк следует рекомендациям НБУ и сокращает бизнес, но надеется на продажу.
Герман Греф, президент Сбербанка,
8 июня 2018 года
У нас есть понимание и потребностей регулятора… Мы последовательно и плавно проводим сокращение баланса украинского банка. Но мне все же представляется, что продажа банка была бы значительно более выгодна
По мнению экспертов, новая попытка Паритетбанка может увенчаться успехом, поскольку очевидных причин для отказа теперь нет. «Для самого Сбербанка на данном этапе логично продать бизнес как можно быстрее, поскольку ситуация на Украине для российского бизнеса крайне нестабильная,— говорит директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский.— Пока банку удается показывать прибыль (25 млн украинских гривен, или почти $1 млн по итогам мая.— “Ъ”), но нельзя исключать каких-то новых санкций, которые сделают продажу невозможной. Белорусский госбанк в данном случае выглядит хорошей партией». Александр Лукашенко всегда стремился поддерживать рабочие отношения с Украиной и для него нормально, когда эти отношения комфортны, отмечает политолог, доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш. Белоруссия для Украины, с одной стороны, является главной переговорной площадкой с Россией, добавляет он, а с другой стороны, Украина стремится занимать позицию посредника в переговорах Белоруссии с Европой.