Цифровых городов нет в законодательстве
В ЦСР описали препятствия на пути современных форм урбанизации России
Переход урбанизации в РФ от стандартной модели к модели «умных городов» (Smart City), эксперименты в рамках которой реализуются и в России, и в мире, в случае с российской юрисдикцией требуют довольно масштабной правки законодательства, предполагают в отчете по «умным городам» Центра стратегических разработок (ЦСР). Наиболее вероятны, исходя из анализа ЦСР, применение децентрализованной модели цифрового перехода для мегаполисов и локальные модели перехода в малых городах. Технологии для этого, за исключением части энергетических, видимо, придется импортировать.
Smart City пока преимущественно гипотетическая модель городского развития, формирующаяся на стыке нескольких процессов — ускорения урбанизации, цифровизации экономик и появления новых технологий в коммунальном хозяйстве. Доклад ЦСР, посвященный перспективам развития в РФ «умных городов», создан под эгидой «большого» ЦСР группой аналитиков ЦСР «Северо-Запад», чтобы оценить возможные стратегии проникновения в РФ технологий и самой концепции Smart City и барьеры на этом пути.
Говорить о перспективах «умных городов» в РФ аналитики имеют возможность по трем причинам: Россия достаточно активный импортер и центр развития IT-технологий (цифровизация считается сейчас центральным процессом создания Smart City). Собственно, комплексных проектов «умных городов» в мире практически нет (есть только эксперименты в этой сфере, как южнокорейский проект Сонгдо). Наконец, высокая степень деградации коммунальной инфраструктуры в большинстве городов РФ (свыше 60%) создает потребность в комплексных решениях проблемы, тогда как в городах с более стабильной инфраструктурой потребность в таких решениях ниже: высокая изношенность инфраструктуры создает крупные потери ресурсов, на фоне чего относительно дорогие «умные решения» оцениваются как рациональные. Сам по себе рынок технологий «умного города» в мире пока не слишком велик, но оценки его роста крайне перспективны, хотя и расходятся. Так, авторы доклада приводят две оценки: Frost & Sullivan (объем рынка таких технологий в мире к 2025 году достигнет $2,4 трлн) и Markets and Markets (объем этого рынка в 2017 году составлял $425 млрд, а к 2022 году достигнет уже $1,2 трлн). Основные рынки — США, КНР, крупные мегаполисы.
Концепции «умного города», применяемые ЦСР «Северо-Запад», предполагают, что на определенном этапе развития в городах будут тесно интегрированы друг с другом смарт-технологии в секторах обработки информации, транспорта, ЖКХ, строительства, планирования, безопасности, муниципального управления, энергетики, образования и здравоохранения — в основном на платформенных цифровых решениях. Это трансформирует экономику городского хозяйства и характер предпринимательства в нем. Авторы предполагают три возможные модели цифрового перехода в городах РФ, без которого говорить об интеграции «умных технологий» друг с другом невозможно. Это децентрализованная модель для Москвы, Санкт-Петербурга и городов-миллионников (де-факто неуправляемый процесс, движимый рынком), централизованная модель для крупных и средних городов (мобилизация ресурсов под контролем власти) и «модель локальных действий» для малых и средних городов, где цифровой трансформации подвергаются только проблемные сектора в кооперации с крупными бизнес-игроками.
Доклад приводит довольно позитивные оценки такой трансформации для разных сфер городского хозяйства Москвы, а также локальные решения разного масштаба в Екатеринбурге, Тюмени, Самаре, Красногорске (смарт-квартал), Омске, Сарове, Уфе (кварталы Smart Grid в коммунальной энергетике) и ряд greenfield-проектов («Иннополис» и «Смарт Сити» в Татарстане, «Академический» в Екатеринбурге, «Сколково» и «Инноград Южный» в Санкт-Петербурге). Однако в целом из расчетов неявно следует, что пока децентрализованная модель и модель локальных действий для городов РФ основные: на полную цифровую трансформацию города в России никто не решается.
При этом ЦСР «Северо-Запад» констатирует, что почти во всех случаях барьером на пути создания любого Smart City в РФ являются нормы законодательства. Только краткое перечисление проблем в этой сфере в докладе показательно: хотя вопросы о возможности Smart City в России будут решаться явно не в 2020–2021 годах, в первую очередь она будет тормозиться именно ими. При этом технологических заделов (за исключением энергетики) в РФ для этих технологий нет — их придется импортировать.