«Отомщу за все»
Наталья Радулова — о сталкинге
Кто защитит Леру Суханову?
Жительница Новосибирска Валерия Суханова не знает, куда обратиться за помощью: ее уже полтора года преследует якобы влюбленный бывший сослуживец Константин. Мужчина уверен, что Лера разбила ему сердце, и за это он грозится расчленить ее кота, избить друзей и расправиться с ней самой.
А начиналось все мирно. «В компании, в которой я работала, появился новый сотрудник,— пишет в соцсетях Лера.— Мне не особо доводилось пересекаться с ним по работе в силу разных сфер деятельности. Спустя пару-тройку месяцев я сменила место работы. Вышеупомянутый коллега прислал мне сообщение с внезапными признаниями в светлых чувствах. Я вежливо поблагодарила его за честность и объяснила, что несвободна, предложение его мне неинтересно. Вполне мирный разговор, в общем». Но после этого веб-аналитик стал настойчивее: «Пойдем завтра куда-нибудь! Да, я тебя не знаю. Но очень хочется узнать. Что ты со мной сделала, кроме тебя ни о чем думать не могу. Ведьма!»
«Не ждите прямых угроз — блокируйте агрессора сразу»,— советуют в таких случаях психологи. У Леры это не сработало. Ничего не добилась она и беседами с Константином. Отвергнутый поклонник подкарауливал ее у дома, требовал взаимности, пытался вытащить ее из автомобиля: «Разрушать человеческую жизнь — это хорошо? Ты ведешь себя как тварь!». Он жаловался на нее всем знакомым, кинул ей в лицо зажженную сигарету, облил мочой из банки и снял это на видео. А когда Лера проговорилась в Instagram, куда поедет с мамой отдыхать, Константин явился разбираться и туда, на турбазу в Алтае.
Это классическое поведение сталкера-преследователя. Считается, что примерно каждая шестая жительница Европы сталкивается с подобным навязчивым вниманием и нередко это заканчивается трагедией. Но в полиции Новосибирска гражданке Сухановой помочь ничем не смогли: «Так как не было никаких разбирательств и он все еще свободно ходит по улице, видимо, ему лишь погрозили пальцем. Хотя я принесла им огромную папку со всеми распечатанными сообщениями от него за все время». В итоге Лера решилась обо всем рассказать на своей страничке, а потом и в местной газете: «Когда мне в лицо плеснут кислотой?». Сам Константин ничего не отрицает и бодро сообщает журналистам: «Я ей просто сказал, что отомщу за все, что она сделала».
Ровно в это же время американец Николас Льюис Стивенс начал преследовать дочь покойного поп-певца Майкла Джексона. Парень сначала поджидал Пэрис Джексон у студии, улыбался, говорил о своей симпатии, а потом, вообразив, что барышня издевается над его чувствами, перешел к угрозам. Кто-то тоже пытался поговорить с ним, вразумить — не помогло, конечно. В итоге испуганная Пэрис обратилась в суд и получила временный охранный ордер: сталкеру запретили приближаться к ней на расстояние ближе 100 ярдов (91 метр) и связываться с ней любым способом до следующего судебного заседания, которое пройдет уже в этом месяце. Если Стивенс нарушит запрет, Пэрис просто вызовет полицию и настойчивого «ухажера» повяжут. А если он снова приблизится к ней — могут и к уголовной ответственности привлечь.
Лере Сухановой звонить некому: законодательство Российской Федерации не позволяет принимать превентивные меры к злоумышленнику, как в США и некоторых странах Европы. У наших полицейских нет оснований для задержания обозленного Константина, пока он не причинит вред здоровью своей жертвы, пока не отрежет ей руки, например, не плеснет в нее кислотой. Или не убьет.