Мобильный доктор
Новые технологии возвращают врачей домой
Один из главных трендов медицины последних лет — активное применение цифровых технологий. С их помощью обрабатываются анализы, ставятся диагнозы, делаются прогнозы эффективности лечения. Пациенты получают больший доступ к лечащим врачам, а врачи — к своим пациентам. В совокупности эти технологии позволят сделать процесс лечения более эффективным и удобным для всех его участников.
Всегда на связи
Наверное, нет ни одного человека, кто испытывал бы положительные эмоции от мысли, что нужно навестить врача. Бесконечные пробки на дорогах, безумные толпы в общественном транспорте, очередь больных в регистратуру, затем — судорожные поиски медицинской карты, мучительное согласование даты приема... и это далеко не все радости на пути к доктору. На помощь здесь идут новые технологии — сегодня все больше показаний, связанных со здоровьем, можно снимать при помощи специальных гаджетов. Но без консультации со специалистом не обойтись, как ни крути.
Одним из перспективных направлений организации связи между врачом и пациентом становится телемедицина, которая позволяет им обмениваться текстовыми или видеосообщениями в режиме реального времени. С помощью телемедицинских технологий также уже можно послать врачу результаты анализов или получить рецепт на препарат.
Новые технологии вдохнули новую жизнь в другую традицию — вызов врача на дом, в контексте истории здравоохранения ее вряд ли можно назвать революционной. Изначально визиты на дом составляли существенную часть врачебной практики — по данным Ассоциации педиатров США, в 1930 году около 40% осмотров пациентов происходило вне клиник. К 1980 году этот показатель, впрочем, снизился до 1%. Именно в этот момент в большинстве стран расходы на социальные статьи бюджета сокращались, в том числе урезали и траты на здравоохранение, а вызовы на дом достаточно затратная услуга. Именно поэтому для большинства пациентов XXI века нормой стал самостоятельный визит в клинику.
Идея, что врач должен посещать больного, а не больной врача, несколько лет назад вдохновила последователей экономики совместного потребления. За основу взяли идею Uber. Так же как и в случае с такси, современные мобильные технологии позволяют обрабатывать множество вызовов клиентов одновременно, определять их местонахождение и подбирать для заказа ближайшего доступного специалиста, готового принять вызов. Одним из первых стартапов, предложивших такую услугу, стала американская компания Medicast, которая появилась в Южной Флориде в 2013 году. Ее клиентам предоставляется возможность 24 часа в сутки вызвать врача на дом по телефону или с помощью мобильного приложения, время ожидания — от 30 минут. Оплатить визит врача можно как разово, так и в рамках годовой подписки.
В 2014 году аналогичный сервис появился в Нью-Йорке, где подобные услуги стала предлагать компания Pager, в число владельцев которой входят основатели Uber. По данным Pager, его основные клиенты — молодые матери, которые не могут отвезти одного ребенка к врачу и оставить остальных дома. Большой популярностью пользуются также рутинные проверки уровня холестерина, давления, сахара в крови.
Российский опыт
Пару лет назад аналогичные компании появились и в России. Одним из первых услуги по вызову врача на дом предложил стартап DOC+, который был основан в Москве осенью 2015 года. Сооснователь DOC+ Руслан Зайдулин, впрочем, подчеркивает, что сходство с Uber для них поверхностное, так как DOC+ является лицензированной клиникой и все врачи — штатные сотрудники компании.
Сервис позволяет вызвать врача на дом: тот проведет с пациентом не менее 30 минут, сделает тщательный осмотр, назначит лечение и даст объяснения, а при необходимости выпишет больничный лист. Сейчас DOC+ работает в Москве и Санкт-Петербурге. В штате компании более 300 специалистов (терапевты, педиатры, неврологи, отоларингологи, медсестры), минимальная стоимость вызова врача (терапевта) — 2,3 тыс. руб. в Москве и 2 тыс. руб. в Санкт-Петербурге, медсестры — 1,2 тыс. руб. и 800 руб. соответственно. Профильные специалисты дороже — например, за выезд лора или невролога придется отдать 3 тыс. руб.
С момента основания, по словам господина Зайдулина, сервис выполнил уже более 100 тыс. вызовов, причем средний рейтинг для консультаций — 4,9 из 5 возможных баллов. Впрочем, по его словам, вызов врача был лишь "точкой входа". "Сейчас DOC+ — это мобильная клиника (по аналогии с мобильным банком), с помощью которой можно решить любой вопрос. Уже сейчас через него можно получить медицинскую услугу не только на дому, но и онлайн в формате телемедицинской консультации, а также в клинике-партнере, сделать букинг лекарств в ближайшей аптеке, сдать анализы, а все данные о каждом обращении будут храниться в удобной электронной медицинской карте",— поясняет господин Зайдулин. По его словам, сейчас среди проектов, над которыми ведет работу компания, есть система автоматической проверки качества медицинской документации и поддержки принятий решений, NLP-движок для структурирования любой текстовой медицинской информации, алгоритмы для выявления групп риска хронических заболеваний и маршрутизации пациентов. "Недавно мы запустили чат-бота для автоматического сбора анамнеза, который запускается перед телемедицинской консультацией",— отмечает он.
До DOC+ на российском рынке уже были сервисы для поиска клиник и онлайн-записи к врачу, например DocDoc и MedBooking (проект закрылся в 2017 году). Для них заработком была абонентская плата, которую клиники платили за размещение в каталоге сервиса. И в том, и в другом сервисе есть возможность вызова врача на дом, однако она доступна не для всех специалистов, и число таких заказов не превышает 10-15% от общего числа.
Вслед за DOC+ на российском рынке появилось еще несколько стартапов, специализирующихся на подобных услугах,— DailyDoc, "Доктор 24", "Врачрядом". "Доктор 24" работает в Москве и Санкт-Петербурге, остальные — на территории Москвы и Московской области. "Доктор 24" и "Врачрядом" обещают приехать в течение 90 минут, для DailyDoc время на дорогу — два часа. Все три сервиса предлагают вызвать на дом врача, медсестру или взять анализы, однако встреча с профильным специалистом на дому, помимо терапевта и педиатра, возможна только у "Врачрядом". Остальные предлагают в случае такой необходимости обращаться в клинику-партнера, при заказе через систему сервиса на прием будет скидка в 10-15%. Стоимость вызова специалиста у сервиса "Врачрядом" будет от 5 тыс. руб., в перечне, помимо остальных, есть онкологи, хирурги и ортопеды. Самый бюджетный вариант для вызова базового специалиста — "Врачрядом" (2,1 тыс. руб.), "Доктор 24" обойдется уже в 2,2 тыс. руб., а DailyDoc — в 3,95 тыс. руб. У всех трех сервисов есть опция вызова через сайт, по телефону или с помощью мобильного приложения.
Вызов за деньги и без
Хотя пока рынок услуг по вызову врача на дом невелик, очевидно, что в перспективе число таких стартапов будет расти. Помимо того что мировой тренд в здравоохранении — рост доступности помощи и ее удобства для пациента, в России к этим факторам прибавится и сокращение доступа к приходящим врачам в рамках государственного здравоохранения.
Идея запретить или ограничить такие вызовы в системе ОМС не раз высказывалась различными чиновниками в сфере соцзащиты населения. Их интерес к этой услуге неудивителен — по подсчетам Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) при Минфине, в год на вызовы врачей государство тратит около 8 млрд руб., что составляет 0,6-0,8% от суммы всех расходов на систему здравоохранения в стране. Тот же НИФИ два года назад представлял программу оптимизации отрасли, и отказ от бесплатных вызовов был в ней одним из пунктов. Очевидно, что после выборов президента новое правительство может вернуться к теме оптимизации и идея сокращения опции приходящего врача (полностью или до определенного числа раз в год на человека) или введение платы за нее может стать популярной вновь.
В таком случае в России возникнет запрос на десятки тысяч вызовов ежедневно, что даст возможность для роста для уже существующих сервисов или создания новых. С другой стороны, платежеспособность такого спроса может остаться невысокой — пока доходы населения, несмотря на начавшийся рост зарплат, стагнируют, и может потребоваться до пяти лет, чтобы у россиян появилась возможность направить на свое здоровье дополнительные средства. А потенциал снижения цен на услуги в этом сегменте невелик — стоимость очного приема в частной клинике в Москве в среднем составляет 1,5-2,5 тыс. руб., и стоимость вызова на дом, в которую входят гонорар врача, транспортные расходы и прибыль агрегатора, вряд ли можно снизить до этого показателя.
Деньги в здоровье
Прошлый, 2017 год, по оценкам аналитической компании Mercom Capital Group, оказался рекордным для цифрового здравоохранения во всем мире. Объем финансирования с помощью венчурных фондов достиг $7,2 млрд при общем числе сделок 778. По сравнению с 2016 годом объем финансирования отрасли вырос на 42%. В целом же корпоративные вложения в компании, занимающиеся IT-технологиями в здравоохранении, включая кредитные средства и финансирование за счет средств открытого рынка, достигли в 2017 году планки в $8,2 млрд, что на 47% больше, чем в 2016 году ($5,6 млрд). Начиная с 2010 года сектор цифровой медицины аккумулировал уже $26 млрд венчурного финансирования (3450 сделок) и почти $8,6 млрд из других источников (включая IPO).
Большая часть финансирования, привлеченного компаниями в прошлом году по всему миру, шла на разработки, ориентированные на потребительский рынок ($4,2 млрд инвестиций, что на 21% больше, чем год назад). Компании, создающие решения для медицинских организаций, в прошлом году получили финансирование почти в $3 млрд, что почти вдвое больше, чем в 2016 году ($1,6 млрд). Больше всего денег в 2017 году потрачено на проекты, связанные с аналитикой данных ($1,1 млрд), mHealth-приложениями ($759 млн), системами расширения опыта пациентов ($708 млн), телемедициной ($624 млн), бронированием визитов к врачам ($516 млн) и системами поддержки клинических решений ($514 млн).