В отпуск на край света
Туристы выбирают все более экзотические направления
Повысившаяся доступность дальнемагистральных направлений стимулирует россиян выбирать для обычного пляжного отдыха все более экзотические страны. За три года доля тех, кто вместо привычной Турции или Греции выбирается в Доминиканскую Республику или Вьетнам, выросла более чем вдвое. Самостоятельные же туристы в поисках экзотики заходят значительно дальше, предпочитая Японию, Танзанию и Ямайку.
Если в 2016 году продажи туров по дальнемагистральным направлениям в России выросли на 288%, то по итогам 2017 года скачок составил 535%, утверждают аналитики Level.Travel. Аналогичная динамика, по словам гендиректора сервиса Дмитрия Малютина, сохраняется и в этом году. Еще более наглядную картину показывают данные Travelata.ru. Из расчетов сервиса следует, что если по итогам 2015 года доля дальнемагистральных направлений в общей структуре проданных туров составила 8,88%, то уже по итогам 2017 года этот показатель оценивался в 19,01%.
Кризисный спрос
Начало резкого роста интереса организованных российских туристов к поездкам в дальние страны пришлось на пик кризиса — конец 2015--начало 2016 года. Правда, его причиной, по всей видимости, послужил в первую очередь рост геополитической напряженности. В конце октября 2015 года в небе над Синайским полуостровом потерпел крушение пассажирский самолет "Когалымавиа", следовавший из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург. После того как основной причиной гибели 224 человек был назван теракт, прямое авиасообщение между Россией и Египтом было прервано, а на продажи туров наложен мораторий. Месяц спустя, в конце ноября 2015 года, недалеко от турецко-сирийской границы был сбит турецкими ВВС российский военный самолет Су-24. Инцидент стал началом кризиса в отношениях двух стран, реакцией российских властей на который был объявленный в декабре того же года мораторий на продажу туров в Турцию. Для туристического сообщества это стало неприятным сюрпризом: по итогам 2014 года в Турцию и Египет, согласно данным погранслужбы ФСБ, суммарно съездили 5,84 млн россиян, или 33% от общего числа российских путешественников, которые в принципе выбрались за границу. Около 80% из них составили именно организованные туристы.
Стремясь оперативно найти альтернативные направления пляжного отдыха в зимнее время года, туроператоры стали активнее развивать бюджетные дальнемагистральные направления — Таиланд, Индию и Вьетнам, которые резко вошли в топ наиболее востребованных стран для поездок. "Они находятся в кардинально противоположных условиях: когда в России наступает климатическая зима, ниже экватора, напротив, можно купаться и загорать при достаточно благоприятной температуре",— объясняет основатель онлайн-сервиса Travelata Алексей Зарецкий. В 2016 году к перечню южноазиатских направлений стали добавляться страны Латинской Америки. Самый яркий пример — Доминиканская Республика. По данным Минтуризма страны, в 2016 году Доминиканскую Республику посетили 132,6 тыс. туристов из России, почти в два раза больше, чем годом ранее, а по итогам 2017 года дополнительный прирост составил 112%. Положительную динамику отмечают и сами туроператоры. Так, в пресс-службе "Библио-Глобуса" рассказывают, что спрос на туры в Таиланд в период с 2015 по 2018 год увеличился в четыре раза, в Индонезию — в полтора, в Доминиканскую Республику — на 67%.
Секрет успеха
Тем временем кризис направлений на рынке организованного туризма практически миновал: еще в конце лета 2016 года был снят мораторий на чартерные рейсы и продажу туров в Турцию, а в начале этого года возобновились регулярные прямые рейсы в Египет. Тем не менее карта спроса организованных путешественников продолжает оставаться обширной, а их интерес к дальнемагистральным направлениям лишь увеличивается. Основным секретом их успеха оказалось снижение цен на готовые туры, произошедшее за счет организации туроператорами дополнительных чартерных программ, и рост конкуренции на новых направлениях. Например, как следует из данных Travelata.ru, за последние три года средний чек при бронировании тура в Таиланд снизился на 26% (до 82,6 тыс. руб.), в Доминиканскую Республику — на 27% (до 136 тыс. руб.), в Индонезию — на 32% (до 135 тыс. руб.), во Вьетнам — на 42% (до 78 тыс. руб.).
"Туроператорам даже в период кризиса удалось сформировать хорошие предложения, а учитывая, что качество сервиса на курортах Азии и Латинской Америки достаточно высокое, туристы в массе получили положительные впечатления,— рассуждает Алексей Зарецкий.— И многим такой отдых теперь нравится намного больше, чем близкая нам уже по духу Турция". По его словам, если в Азию летят все категории туристов, даже семьи с детьми, то в Латинскую Америку предпочитают отправляться скорее пары и одинокие путешественники обоих полов с достатком выше среднего.
В то время как средняя стоимость туров по дальнемагистральным направлениям снизилась, цена на отдых в курортных странах, предполагающих менее длительный перелет, практически не изменилась. По расчетам Level.Travel, средний чек на покупку тура в Турцию сейчас составляет 69,2 тыс. руб., что практически соответствует уровню 2015 года и превышает показатель прошлого лета почти на 5%. Туры в Грецию покупают по средней стоимости 55,6 тыс. руб., последние три года этот показатель демонстрирует лишь незначительные колебания. Впрочем, средняя цена на тур в отдаленную страну все еще продолжает оставаться в 2-2,5 раза выше, чем на путешествие в Турцию или Грецию. На этом фоне в "Библио-Глобусе" полагают, что поддерживать спрос на экзотические страны сможет и постепенный рост благосостояния туристов.
Другие приоритеты
Тенденции на рынке самостоятельных бронирований значительно отличаются от организованного сегмента, ведь стоимость регулярных перелетов на дальнемагистральные пляжные направления существенной динамики за аналогичный период не показала. По данным Momondo, интерес к перелетам в Таиланд среди россиян в этом году сократился на 4%, в Индонезию — на 16%, а во Вьетнам — на 23%. Но, как следует из расчетов поисковика, эта тенденция говорит о стремлении туристов не вернуться на традиционные курорты, а, напротив, разнообразить карту путешествий за счет стран, которые пока плохо представлены на организованном рынке.
По данным Momondo, взрывной рост интереса в этом году показывают Япония — число поисковых запросов на билеты в страну выросло на 48%, Танзания — плюс 56%, ЮАР — 67%, Ямайка — 64%, Канада — 23%. Аналогичные тенденции прослеживаются в данных Skyscanner. По расчетам сервиса, за два года популярность полетов в Таиланд снизилась на 6%, во Вьетнам — на 26%, в Шри-Ланку — на 46%, Индию — на 21%. Интерес туристов к полетам в Японию, Сингапур, Марокко, Малайзию, Мексику, Танзанию, ЮАР и на остров Гуам, наоборот, растет на фоне снижения средней цены перелета, рассказывает менеджер по развитию Skyscanner в России Дмитрий Хаванский. По его словам, география полетов на эти направления значительно расширилась: например, на Гуам были запущены прямые рейсы из Владивостока, а в Токио — из Владивостока и Новосибирска.
Возможности для развития
Несмотря на то что география полетов организованных и тем более самостоятельных российских туристов за последние годы значительно расширилась, многие направления для них пока остаются не очень доступными. Дмитрий Хаванский рассказывает, что речь в первую очередь идет об Австралии, Океании, странах Африки, Карибского бассейна, части государств Латинской Америки. "Многие из этих стран, такие как Перу, Коста-Рика, Багамские острова, Новая Зеландия, очень привлекательны с точки зрения туризма, но цена перелета в них из России слишком высока, снижение стоимости приведет к резкому росту популярности",— рассуждает он.
На организованном рынке ситуация противоположная — страны, к которым самостоятельные путешественники уже растеряли интерес, здесь лишь набирают популярность. Одним из таких примеров гендиректор Level.Travel Дмитрий Малютин называет Шри-Ланку, куда туры начали активно продаваться только минувшей зимой. Алексей Зарецкий к перечню перспективных для пакетного туризма дальнемагистральных направлений добавляет Маврикий и Сейшелы. По его мнению, в случае организации туроператорами прямых перелетов в эти страны их популярность могла бы резко возрасти.