Условия обучения признаны плохими в половине российских школ
ОНФ провел мониторинг образовательных организаций
В 80% российских школ есть серьезные претензии к состоянию зданий и соблюдению требований безопасности. Об этом свидетельствуют данные мониторинга образовательных учреждений «Общероссийского народного фронта» (ОНФ), который проходил с января в 85 регионах (есть в распоряжении “Ъ”). Эксперты отметили, что 51% зданий находится в предаварийном состоянии. Информацию о выявленных нарушениях активисты планируют передать в Минпросвещения. В ведомстве заявили “Ъ”, что «открыты к взаимодействию с ОНФ».
За первое полугодие 2018 года активисты ОНФ провели проверку 500 образовательных учреждений в 85 субъектах РФ. Только 20% из них не вызвали серьезных нареканий проверяющих. В остальных 400 школах вопросы возникли к состоянию кабинетов, столовых, санузлов и самих зданий, соблюдению требований безопасности, обустройству дворов, прилегающих территорий и спортплощадок. По оценке экспертов, 51% школ находится в предаварийном состоянии, а дети в них обучаются в плохих или некомфортных условиях:
«Парты и стулья сломаны, нет горячей воды, в кабинетах и коридорах грязь и плесень, инженерные коммуникации не работают».
Сведения о самых опасных школах, которые нуждаются «в безотлагательном ремонте или оперативной перестройке», будут собраны в базу «Народный реестр опасных школ». На сегодняшний день в реестре уже есть информация о трех образовательных учреждениях: Деревянкской средней общеобразовательной школе №5 в Карелии, средней общеобразовательной школе в селе Липовка Саратовской области и средней школе №71 в Ярославле.
Среди проблем карельской школы эксперты отмечают, например, то, что в здании «температура зимой в среднем 8 градусов тепла и детям приходится сидеть на уроках в куртках и валенках».
«Здание уже непригодно для ремонта (степень износа — 62%), в фундаменте образовались трещины, стены отклонились на 12 см, нельзя открыть окна из-за их ветхости и перекоса, центрального водопровода нет, а спортзал и столовая расположены в отдельно стоящих зданиях, похожих на сараи»,— добавляют в ОНФ.
За полгода активисты уже добились устранения нарушений в 62 учреждениях образования 24 регионов. Впрочем, «темы исправления необходимо ускорить», считают в ОНФ. «В большинстве случаев устранение зафиксированных общественниками недостатков не требует больших финансовых средств. Поэтому к началу нового учебного года местные органы власти должны решить эти вопросы без постоянных напоминаний и повторных обращений»,— уточнил координатор проекта ОНФ «Народная оценка качества» Виктор Рожков. «Всю информацию по “опасным школам” мы будем систематически направлять в Минпросвещения РФ, чтобы ведомство со своей стороны прорабатывало с регионами данный вопрос»,— добавил господин Рожков. По его словам, организация также планирует регулярно запрашивать у министерства ответ о том, как решаются проблемы этих школ.
В пресс-службе Минобрнауки (находится в стадии реорганизации) сообщили “Ъ”, что министерство открыто к взаимодействию с ОНФ. «Подчеркнем, что правительством РФ реализуется глобальная программа по созданию новых мест в школах, которая обеспечивает на ежегодной основе создание необходимой инфраструктуры для учащихся»,— добавили в ведомстве. Ранее глава Минпросвещения Ольга Васильева в интервью «Интерфаксу» отметила, что на ближайшие три года субсидия на создание новых мест в школах составляет 24,5 млрд руб., «но потребность значительно больше». «Надо смотреть реальности в глаза: не везде можно и нужно строить огромные школы. Они должны соответствовать задачам образования. В стране очень много сельских школ, там иная специфика»,— добавила министр и призвала заботиться о преобразовании сельских малокомплектных школ. В ОНФ отметили, что мониторинг школ будет продолжен.