Какие твои доказательства
Китайский бренд и русские перспективы
Первое, что испытываешь, попав в выставочный комплекс TianZhu, - оторопь. Создается впечатление, что находишься в мире будущего, каким его изображают в фильмах вроде "Бегущий по лезвию": светящиеся экраны, иероглифы, и даже порой названия компаний не имеют англоязычного аналога, не говоря уже о том, чтобы хоть какой-то китайский текст дублировался на каком-то другом языке. Хотя Auto China - салон международный. И, конечно, вокруг много людей. Очень много. Застыв с фотоаппаратом в надежде сделать не то чтобы удачный, а просто уже хоть какой-то кадр, где будет видно автомобиль, можно простоять довольно долго. Мимо проходящий европейского вида человек скептически заметит: "It's difficult". "Impossible" - соглашаешься ты, но тут в людской толпе мелькает просвет, и снимок сделать все же удается.
На стенде Haval народу, как и везде, тьма. Марка, как известно, выпускает только внедорожники. В модельном ряду одиннадцать позиций, в России представлено лишь четыре. Объем продаж на нашем рынке тоже меньше, но не в три раза, а на порядки. За прошлый год у нас было продано лишь 1894 автомобиля, а в Китае Haval - бренд номер один в сегменте SUV. Никакого бахвальства, только цифры. 851 900 проданных внедорожников в Поднебесной в 2017 году - это Haval. На втором месте - Changan с цифрой 643 900. Ближайший иностранный соперник - Honda, занимающая четвертую позицию с 626 100 проданными SUV. VW и вовсе на седьмом месте. Следом идут Nissan и Toyota.
Смелость города берет
Со второго этажа выставочного стенда Haval все великолепие автосалона как на ладони. Но на встрече с главой корпорации Great Wall Motor г-жой Ван Фэнин российских журналистов интересует в первую очередь ближайшая стратегия развития марки в России. В конце года должен быть запущен конвейер завода Haval, который строят под Тулой.
Ван Фэнин всем нам улыбается. Она работает в Great Wall с 1991 года. В 2003-м она стала, как сейчас без перевода принято называть, CEO компании. А в 2017-м, по оценке журнала Forbes, вошла в список наиболее влиятельных женщин мира на 62-й позиции. Она компетентна ответить на любые вопросы по брендам, входящим в корпорацию, которой она управляет. А это, собственно, Great Wall, Haval, премиум-марка Wey и представленная буквально полдня назад на Auto China марка Ora, под которой, судя по показанным на выставке концептам, собираются выпускать городские электромобили. Но всех нас в первую очередь все-таки интересует завод под Тулой.
Ну что ж. Great Wall Motor верит в Россию и ее большой потенциал. Первыми с российского конвейера Haval сойдут обновленный H6 - его показали на выставке в Пекине, а также "абсолютно новый SUV", еще нигде не показанный. Затем на конвейер встанет еще одна новинка этого автосалона, Haval F5, ориентированный на молодежь, а после 2020 года - и вовсе запустят в российское производство модели марки Wey. Локализация? В 2019 году она должна составить 30 процентов, через два года - 60 процентов. Мощность завода? На первом этапе - 100 000 автомобилей в год, затем увеличение до 200 000. Планируется экспорт, в первую очередь в Казахстан и Белоруссию. И да - цены на локализованные модели будут ниже, но точных цифр пока не назовут. Очень смелые заявления, объемы, проценты. В интерьерах "бегущего по лезвию" в них верится. С трудом. Но ведь всем известно, что китайское чудо работает. Почему бы ему и у нас не сработать уже наконец?
Настоящее чревато будущим
Госпожа Фэнин не единственный топ-менеджер, который удостоил нас своим вниманием. Вице-президент Great Wall Motor Сэмюэль Чен в качестве языка общения выбрал не китайский с переводчиком, а английский. Оно и неудивительно. После окончания Университета Восточного Мичигана Чен два года проработал в американском подразделении Nissan, шестнадцать лет в Toyota, как в США, так и в Японии, плюс еще два года в Lexus. И вот с января 2016 года он занимает одну из ключевых должностей в Great Wall Motor.
Основной задачей концерна на сегодня является разработка конкурентоспособной продукции. Но и глобальные разработки для завтра тоже ведутся. Например, совместная работа с группами разработчиков из Китая, Индии и США в области автономного вождения. К 2020 году на моделях Wey появятся системы, помогающие водителю при движении в плотном потоке, а также на автостраде. А потом, шаг за шагом, к 2025 году и до полностью автономного вождения дело должно дойти.
Но пока до него не дошло, можно приглядеться к тому, что уже скоро появится и на наших дорогах. Стильный кроссовер F5, хоть и марки Haval, внешне напоминает более дорогие модели Wey. Его преподносят как автомобиль для аудитории 20+, тут надо соответствовать. За соответствие в данном случае отвечал дизайнер Реймон Джина. До этого он больше десяти лет работал в Alfa Romeo. Среди моделей, к созданию которых он причастен, концепт 4C, Giulietta и Giulia. Haval F5 оснащен турбированным полутораметровым двигателем собственной разработки Haval, который работает в паре с новой семиступенчатой коробкой передач с двойным сцеплением и масляным охлаждением также собственной разработки Haval. Первую преселективную коробку с двумя сцеплениями разработали под руководством инженера Герхарда Хеннинга. Прежде он работал 14 лет в Volkswagen и 11 - в Daimler. Но не бывает "бывших итальянских дизайнеров и немецких инженеров". От смены работодателя и места проживания результат их работы не меняется. Кажется, это главные козыри в споре про самые разные качества отдельно взятой китайской марки.
Искусство переделать мир
Первое, что испытываешь, попав в испытательный центр Haval в Баодине, - оторопь. Сначала поражает масштаб. 250 000 квадратных метров современной архитектуры: стекло, бетон, газоны, дорожки и даже водная гладь. И все это абсолютно безлюдно. Где все те 10 000 сотрудников, что тут работают? Вот именно что - они работают.
Затем снова поражает масштаб - нас проводят по лабораториям. Лаборатория эксплуатационных испытаний гибридов и электромобилей. Лаборатория двигателей. Лаборатория электромагнитной совместимости, где тестируется возможность совместной работы различных электронных устройств без взаимных помех. Лаборатория измерения шума и вибраций. Здесь все самое большое и лучшее в Китае. Например, климатическая аэродинамическая лаборатория занимает площадь в 28 "соток" и позволяет тестировать такое оборудование, как климат-контроль и систему охлаждения кондиционера, систему отопления и подогрева стекол, а также морозоустойчивость и термостойкость различных элементов автомобиля. Диапазон температур - от минус 40 до плюс 60 градусов. Полноспектральная оптическая система имитирует естественное освещение любого времени суток, а динамометрический стенд - любые дорожные условия. Диаметр самой большой в Китае аэродинамической трубы 3,2 м может регулироваться до 2,8 м, прогоняя через себя воздушный поток со скоростью 250 км/ч. Здесь можно моделировать мелкий дождь, метель или засуху. А в климатической лаборатории имитации высотных условий - еще горы, варьируя атмосферное давление, соответствующее высоте до 5000 м над уровнем моря.
После всего этого великолепия уже сложно удивить экскурсией по заводу. Цех сборки местного предприятия Haval является одним из самых масштабных и современных в сегодняшнем Китае. Линия шасси оснащена современным оборудованием марки Siemens. В цехе штамповки интегрирована двойная система проверки и оптическая система центровки с сервоприводом для измерения толщины и точного расположения деталей, что обеспечивает сохранность пресс-форм. И так далее. И тому подобное. Какие нам еще нужны доказательства? Разве что тест-драйв.