Они как дети

Валерий Чусов, редактор-инженер, Москва

Мы совсем отвыкли покупать и выписывать прессу. Но так и не привыкли платить за контент в интернете. Бесплатно получать что-нибудь - это замечательно! Это как в детстве, когда главные наши обязанности были поесть и поспать.

Я сам очень рад, что теперь могу так много читать бесплатно. Правда, тут возникает проблема качества. Посмотрите сами списки топовых постов и СМИ. Тест-драйвы даже самых известных русскоязычных автоблогеров на YouTube набирают миллион просмотров примерно за год, а "Смешарики против фиксиков" менее чем за сутки просмотрели более 600 000 раз. То есть автомобильному сюжету, даже с приколами и хохмами, для выхода на уровень бессмысленного мультика надо в 180 раз больше времени. Про тексты даже и говорить нет смысла. Плотность информации на единицу времени в статьях гораздо выше, чем на видео. Но, видимо, именно это и отпугивает потребителя, ведь информацию надо воспринимать, а на видео все видно и так. Я и сам постоянно кликаю на забавные и горячие новости, хотя и догадываюсь, что их авторы могут несколько творчески обойтись с фактами.

Генеральный директор одного издательского дома двадцать лет назад объяснял редакции своего первого автомобильного издания: "Читатель нам платит не за технические характеристики автомобиля и не за вашу оценку машины, а за полчаса приятно проведенного времени".

Просто для некоторых читателей получение информации - тоже способ развлечения. В СССР нас воспитывали, что от этого мы должны получать удовольствие, ну мы и привыкли его получать. Я бы, конечно, не назвал оргазмом ощущения от знакомства с устройством трансмиссии президентского "Аурус Сенат", но это что-то похожее.

С перестройкой к нам пришла свобода, и уже 30 лет мы слышим, как это здорово просто быть собой и делать только то, что нравится. И те, кому знания получать не интересно, и не напрягаются. А что, и так нормально же. На ипотеку хватает. Моральный кодекс строителя коммунизма? В топку! Протестантская этика? Туда же! Не умеешь держать вилку и бокал? Да ну их на фиг, это они для тебя, а не ты для них - как хочешь, так и бери! Потребитель всегда прав! Слишком сложное меню бортового компьютера в машине - проблема не пользователя, а конструктора и дизайнера.

Помните, у Стругацких было описано чтение текстов как профессия будущего? Вот. Сейчас кликами уже можно зарабатывать деньги. За потребление платят! Как можно в такой ситуации ждать от потребителя желания хоть чуть-чуть напрягаться?

Причина, как обычно, в экономике. Производительность труда выросла, и сейчас совсем не обязательно много знать и сильно стараться, чтобы хорошо жить. Люди уже не стесняются быть тупыми. Прогресс окончен, всем спасибо.

Для нас, представителей той самой "старой школы", возникает проблема - мы стараемся, чтобы все было правильно, информация была выверена, и даже вне работы готовы спорить до полного расфренда и взаимного бана о том, кто первый придумал минивэн, считать ли вариатор настоящим "автоматом" и разорится Tesla или все-таки нет. И как-то обидно понимать, что наши старания нужны все меньшему числу читателей. Которые - ну чисто дети! Они, как известно, не любят полезное, они любят сладкое.

Увы, это абсолютно нормально. Сто лет назад на царском лимузине было девять педалей, не считая рычагов, рычажков, кнопок, рукояток и манеток. Сегодня сотни миллионов людей искренне уверены, что если в машине больше двух педалей, то одна лишняя. Снижение необходимой квалификации пользователя-оператора для безопасного управления - главный тренд в технике. С информацией дело обстоит так же. Разница только в том, что за автомобиль пользователь все-таки платит, а за информацию - уже нет.

Сегодня сотни миллионов людей искренне уверены, что если в машине больше двух педалей, то одна лишняя

Вся лента