Конец германомании
Корейская машина сломала немецкую, не пропустив в play-off
Группа F
Нынешний чемпионат мира продолжил странную традицию главных футбольных турниров, возникшую на стыке прошлого и нынешнего десятилетий. Уже на третьем подряд первенстве действующий обладатель титула не просто не может защитить его, а вылетает уже на групповой стадии. Жертвами российского чемпионата стали немцы, которые в среду в заключительном туре проиграли в Казани корейцам 0:2, оставшись без play-off, куда попали шведы и разгромленные ими — 3:0 — в Екатеринбурге мексиканцы.
Вылет действующих чемпионов мира на групповой стадии следующего первенства — действительно событие не уникальное, а скорее привычное: в 2010 году так оконфузились итальянцы, в 2014-м — испанцы. Но статус ЧП, какой бы долгой ни была странная традиция, ему все равно не потерять. И не потерять соблазн среди тех, кто небезразличен к потерпевшему крах, выявить его основного виновника.
На кого как на основного виновника укажут в Германии, угадать несложно. Тренера Йоахима Лёва уже упрекали перед чемпионатом мира за стереотипы, за то, что не взял в Россию прекрасного нападающего «Манчестер Сити» Лероя Сане, предпочтя ему игроков «своих», долго с ним работавших, хотя некоторые провели откровенно посредственные клубные сезоны или даже вовсе имели — речь о голкипере Мануэле Нойере — мизерную, символическую игровую практику из-за травмы. После проигранного матча с мексиканцами его упрекали за то, что вчистую уступил тактическое сражение тренеру оппонентов Хуану Карлосу Осорио — словно вообще не изучал, как те играют. После выигранного «на флажке» со шведами — за то, что тасует состав, как колоду карт, похоже, рассчитывая лишь на то, что совершенно случайным образом обнаружит в ней козырь. Матч с корейцами в этом смысле не открыл ничего нового, наоборот, подтвердил все неприятные для Лёва тезисы.
Для него этот чемпионат мира и вправду ведь превратился в вечный поиск — игры, результата и сочетаний, позволяющих их добиться. После поражения от мексиканцев он перетряхнул казавшуюся очень надежной основу, чтобы получше сыграть со шведами. После чудесного, немножко шального спасения в игре с ними снова прошелся по основе огромным ножом мясника, вырезав из нее целые куски, чтобы не облажаться с корейцами. И какие это были куски. Про Юлиана Дракслера говорили как про любимчика Лёва, которому тот готов прощать все, даже ужасную форму. Про Томаса Мюллера — как про футболиста, которого, если он сломает обе ноги, тренер все равно будет выкатывать на поле на инвалидной коляске, потому что без него свою команду не представляет. В среду Лёв решил обойтись без них. Но — например, реабилитировал провалившихся с мексиканцами Месута Озиля и Сами Хедиру.
А немецкие интернет-форумы заполняли оптимистичные прогнозы. Да не так уж важно, угадал Лёв с основой или нет. Сборная Южной Кореи проиграла оба стартовых матча, шансов на выход у нее, по сути, нет: нужно слишком уж счастливое стечение обстоятельств — и собственный подвиг, и еще чтобы мексиканцы одолели шведов… Таких можно взять хоть резервом.
Эти люди точно не слышали, что перед матчем говорил корейский хавбек Чу Се Чон. А он вспоминал, как, покидая Ростов после поражения от мексиканцев, садился в самолет и увидел, что шведы ведут в игре с немцами. Чу Се Чон прикинул расклад и понял, что шансы попасть в play-off у его команды — ровно ноль процентов: «А когда самолет приземлился, я увидел, что немцы победили и наши шансы выросли — до одного процента. Но один процент — это ведь не ноль!» Корейцы, в этом не было сомнений, собирались за него побороться.
И — без Чу Се Чона, оставшегося на скамейке,— в самом деле боролись. Взгляд на картинку из Казани наверняка вызывал у немецких болельщиков чувство тревоги. Сборная Южной Кореи, отбиваясь от чемпионов, постоянно огрызается, и иногда огрызается так, что становится страшно. Как в эпизоде, в котором Нойер выронил мяч из рук после удара со штрафного, а к нему чудом никто из соперников не успел. А у немцев — все как-то чуть-чуть не в такт, невпопад. То прострел неточный, то в офсайд некстати залезли, то запутались в штрафной, так и не решив, что правильнее — обводить, отдавать… Это явно была совсем не та игра, о которой мечтал Лёв.
И события в екатеринбургском матче не очень-то, видимо, успокаивали его. Болела Германия в среду против шедших вровень с немцами шведов и за забравшихся на верхушку мексиканцев. А мексиканцы нервничали. Хесус Гальярдо умудрился схватить предупреждение за грубый фол уже через 15 секунд после начала игры, а защитники часто обрекали быть центральной фигурой своего вратаря Гильермо Очоа, которого, наверное, никому не придет в голову включить, скажем, в топ-30 сильнейших голкиперов мира, но который именно в матчах за сборную не подводил никогда. Очоа, как обычно, выручал. А еще выручил арбитр Нестор Питана, наплевавший на попадание мяча в руку Хавьеру Эрнандесу в мексиканской штрафной. Шведский наставник Янне Андерссон бушевал так, что складывалось ощущение: дай ему пистолет, без колебаний расстреляет всю судейскую бригаду.
В этом матче сборная Швеции заслуживала гол больше, чем сборная Германии в параллельном. И она его забила вскоре после перерыва, когда прошла фланговая атака, завершенная Людвигом Аугустинсоном. А сборная Германии в это же время загубила свой редкий верный шанс. Леон Горецка бил головой в упор, мяч был направлен в угол, однако голкипер Чо Хён У в прыжке его достал.
А онлайн-вариант турнирной таблицы в группе F приобрел жуткий для чемпионов мира вид. Сборная Швеции в нем поднялась на первое место, сборная Германии опустилась на третье. А Лёв, конечно, принялся снова трясти состав, поднимая со скамейки Марио Гомеса и Томаса Мюллера и как бы признавая этим свои ляпы: ну зачем было корректировать то, что и так более или менее нормально работало в концовке матча со шведами?! Без них, Гомеса и Мюллера, что бы там ни воображал тренер насчет оптимальных сочетаний, было уже не обойтись. Тем более что шведы, несмотря на то что потеряли из-за травмы ключевого полузащитника Себастьяна Ларссона, заработали в Екатеринбурге пенальти, реализованный Андреасом Гранквистом, а затем с помощью мексиканского автогола повели крупно.
Чемпионы мира снова — как это было в предыдущем матче — очутились на грани не локальной, а грандиозной катастрофы. Текущий расклад уже делал абсолютно бессмысленной для них и ничью. Они нуждались в том же самом, что сами сотворили в матче со шведами, в том, что сотворила накануне сборная Аргентины, которая, также сражаясь с собственными слабостями, наплевав на то, что игра, строго говоря, не идет, перла и перла до конца на нигерийцев и в итоге своего добилась не столько классом, сколько напором.
Немцы повторить аргентинский трюк не смогли. Наоборот, это в их ворота влетели два гола в компенсированное время, второй — в пустые ворота, потому что Нойер ринулся к воротам чужим. И назвать их совершенно нелогичными, несправедливыми язык повернется только у того, кто пропустил предшествовавшие этим трагическим для сборной Германии минутам события. У нее в России было чересчур много для команды, рассчитывающей повторить триумф, проблем и чересчур мало решений, способных стереть эти проблемы в порошок, в загашнике.
А тренер, которому те 12 лет, что он возглавляет сборную Германии, до сих пор, как правило, эти решения удавалось доставать из рукава и вот наконец достать не удалось, поражал на пресс-конференции после катастрофы откровенностью. Йоахим Лёв признавал, что немецкая команда «не заслуживала выхода в play-off», и признавал, что является тем человеком, который обязан «взять на себя всю ответственность за результат». Но узнать дальнейшую судьбу Лёва слышавшим его выступление так и не довелось. Он сказал, что сам не знает, останется в сборной или нет. Похоже, что шансы на то, что не останется, гораздо выше, чем были шансы чемпионов мира проскочить мимо 1/8 финала в не самой плотной группе российского чемпионата.
Группа F. Третий тур
Южная Корея—Германия 2:0
Ким Ён Гвон, 90+2; Сон Хын Мин, 90+6
Южная Корея: Чо Хён У — Ли Ён, Хон Чхоль, Юн Ён Сон, Ким Ён Гвон — Чан Хён Су, Ку Ча Чхоль (Хван Хи Чхан, 56; Ко Ё Хан, 79), Чон У Ён, Ли Чэ Сон, Мун Сон Мин (Чу Се Чон, 69) — Сон Хын Мин.
Германия: Мануэль Нойер — Йозуа Киммих, Никлас Зюле, Матс Хуммельс, Йонас Гектор (Юлиан Брандт, 78) — Тони Кроос, Леон Горецка (Томас Мюллер, 63), Сами Хедира (Марио Гомес, 58), Месут Озиль, Марко Ройс — Тимо Вернер.
Предупреждения: Чон У Ён, 9; Ли Чэ Сон, 23; Мун Сон Мин, 48; Сон Хын Мин, 65
Судья: Марк Гейгер (США).
27 июня. «Казань Арена» 41 835 зрителей.
Статистика матча
Южная Корея Германия
Удары по воротам 11 26
Удары в створ 5 6
Угловые 3 9
Офсайды 0 1
% владения мячом 30 70
Мексика—Швеция 0:3
Аугустинсон, 50; Гранквист, 62 (пен.); Альварес, 74 (автогол)
Мексика: Гильермо Очоа — Эдсон Альварес, Карлос Сальседо, Эктор Морено, Мигель Лаюн (Орибе Перальта, 89) — Хесус Гальярдо (Марко Фабиан, 65), Андрес Гуардадо (Хесус Корона, 75), Эктор Эррера — Хавьер Эрнандес, Карлос Вела, Ирвинг Лосано.
Швеция: Робин Ольсен — Микаэль Лустиг, Людвиг Аугустинсон, Виктор Линделёф, Андреас Гранквист — Себастьян Ларссон (Густав Свенссон, 57), Виктор Классон, Альбин Экдаль (Оскар Хильемарк, 80) Эмиль Форсберг — Маркус Берг (Исак Телин, 68), Ула Тойвонен.
Предупреждения: Гальярдо, 1; Морено, 61; Лаюн, 85 — Ларссон, 26; Лустиг, 88.
Судья: Нестор Питана (Аргентина).
27 июня. «Екатеринбург Арена». 33 061 зритель.
Статистика матча
Мексика Швеция
Удары по воротам 19 13
Удары в створ 3 5
Угловые 7 3
Офсайды 2 0
% владения мячом 65 35
Итоговая таблица группы F
В Н П М О
1. Швеция 2 0 1 5:2 6
2. Мексика 2 0 1 3:4 6
3. Южная Корея 1 0 2 3:3 3
4. Германия 1 0 2 2:4 3