Терминальная стадия величия
В Толмачево построят новый пассажирский комплекс за 15 млрд рублей
«Новапорт» к 2023 году построит в новосибирском аэропорту Толмачево новый пассажирский терминал за 15 млрд руб. Его площадь составит 100 тыс. кв. м. Руководство аэропорта не исключает, что в ходе реализации проекта терминал внутренних воздушных линий может быть демонтирован. Реализовав этот проект, Толмачево станет крупнейшим по площади терминалов региональным аэропортом.
Новосибирский аэропорт Толмачево (принадлежит ООО «Новапорт холдинг») пересматривает планы реконструкции терминального комплекса. «Акционерами предварительно принято решение не перестраивать существующий, а строить новый терминальный комплекс площадью около 100 тыс. кв. м. В настоящее время уточняются параметры будущего терминала. Этот процесс планируется завершить в июле»,— рассказал „Ъ“ генеральный директор Толмачево Евгений Янкилевич.
В начале 2017 года господин Янкилевич говорил, что проект реконструкции терминального комплекса предполагает объединение к 2022 году двух существующих терминалов внутренних и международных линий путем застройки межтерминального пространства. По итогам всех этапов реконструкции общая площадь терминала, как ожидалось, вырастет с 53 тыс. кв. м до 95 тыс. кв. м, при этом площадь аэровокзала внутренних линий увеличится на 27 тыс. кв. м (сейчас — около 26 тыс. кв. м). Инвестиции могли составить около 8 млрд руб.
Решение отказаться от этих планов, по словам Евгения Янкилевича, связано с новыми технологиями и требованиями к обслуживанию растущего пассажиропотока, а также новым его качеством. «В Толмачево доля трансферных пассажиров сегодня составляет 20%, в 2012 году она была 4%. Этот показатель ежегодно будет расти, и к 2023 году мы ожидаем, что доля трансферных пассажиров составит около 50%»,— отметил он.
Реализовать проект планируется в два этапа с 2019 по 2023 год. «Объем этапов и их сроки могут быть скорректированы с учетом того, что в 2023 году в Новосибирске планируется проведение чемпионата мира по хоккею среди молодежных команд и необходимо будет заранее обеспечить прием большего количества пассажиров»,— уточнили в пресс-службе аэропорта. Инвестиции в проект составят около 15 млрд руб. Он будет реализован на средства акционеров аэропорта.
Высока вероятность того, что проектом в рамках второго этапа будет предложен демонтаж существующего терминала внутренних воздушных линий с последующим расширением нового терминала, говорит Евгений Янкилевич. «Пропускная способность нового терминала определяется техзаданием на проектирование, которое сейчас корректируется, но речь идет по меньшей мере об удвоении пропускной способности. Сейчас она по обоим терминалам составляет 3,1 тыс. пассажиров в час»,— уточнили в Толмачево.
Реализовав этот проект, Толмачево может стать крупнейшим региональным аэропортом.
Площадь терминального комплекса аэропорта Кольцово (Екатеринбург) — 80 тыс. кв. м, Симферополя — 78 тыс. кв. м, Красноярска — 66 тыс. кв. м, Сочи — 65 тыс. кв. м. В среднем в последние восемь лет пассажиропоток Толмачево растет на 14% в год, если в 2018 и 2019 годах эти темпы сохранятся, то цифра 6 млн пассажиров будет преодолена уже в середине 2019 года, а к концу 2019 года поток может составить 6,5 млн человек, говорит управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. Смета в 15 млрд руб. на такой проект кажется разумной, но, как правило, такие проекты в процессе строительства дорожают на 30–40%, это нормальная практика, связанная с ростом инфляции, подорожанием строительных материалов, отмечает он. Окупаемость при таком быстром росте пассажиропотока составит от пяти до восьми лет, считает господин Жарский.
Сегодня перспективы развития Толмачево во многом ограничены именно пропускной способностью терминала внутренних воздушных линий, говорит исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев: «Решение о расширении площадей терминала внутренних воздушных линий (ВВЛ) аэропорта не просто своевременно, оно перезрело, учитывая, что события 2014–2015 годов привели к стремительному росту спроса на перевозки на внутрироссийских направлениях, в то время как международные перевозки существенно сократились. Как следствие, уже сегодня в секторе ВВЛ наблюдается нехватка площадей. 100 тыс. кв. м — вовсе не избыточные площади с учетом перспектив развития аэропорта». Если не будет каких-то долгосрочных внешнеполитических или макроэкономических потрясений, то планы развития аэропорта не выглядят завышенными, говорит эксперт. К тому же, отмечает он, как правило, новое строительство дает больше возможностей, оно проще и порой дешевле, чем реконструкция.
Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов отмечает, что в России аэропорт с пассажиропотоком более 5 млн человек — коммерчески интересный проект, предполагающий рентабельность.
«Будут площади терминалов в аэропорту избыточными или нет, будет зависеть от дальнейшей стратегии развития аэропорта. Аэропорт — не только место регистрации пассажиров, это еще и большой торговый комплекс. Если компания заинтересована в развитии неавиационных услуг, то ей нужны новые площади для реализации коммерческой стратегии. Она может сдавать их в аренду торговым компаниям или как офисный центр»,— говорит эксперт.