Польша положила глаз на американский газ
PGNiG ищет замену поставкам «Газпрома»
Польская PGNiG заключила необязывающие соглашения о покупке 4 млн тонн сжиженного газа в США с 2023 года, когда истечет ее контракт с «Газпромом». Пока неясно, превратятся ли именно эти соглашения в обязывающие контракты. Но интерес европейских клиентов «Газпрома» к американскому газу обоснован: он становится все более конкурентоспособным по мере роста цен на нефть.
Польская госкомпания PGNiG заключила необязывающие соглашения о покупке СПГ c двумя американскими компаниями — Port Arthur LNG (совместная компания Sempra и австралийской Woodside) и Venture Global LNG (у компании два проекта — Calcasieu Pass и Plaquemines). В каждом случае речь идет о покупке 2 млн тонн СПГ в год, контракт может начаться в 2022–2023 годах, когда соответствующие заводы в США будут построены. Поставка СПГ предполагается на условиях FOB, то есть PGNiG получит газ в Мексиканском заливе и поставит его туда, куда сочтет нужным. Ценовые параметры стороны не раскрыли, но традиционно СПГ с американских заводов продается в привязке к стоимости газа на рынке США (индексу Henry hub).
С 2023 года у PGNiG истекает долгосрочный контракт на покупку газа с «Газпромом» на 10,2 млрд кубометров в год, и польские власти не раз заявляли, что не намерены его продлевать. Для этого рассматривается комбинация двух путей: расширения терминала СПГ в Свиноустье до 5,5 млн тонн в год (7,5 млрд кубометров) и строительства газопровода Baltic pipe из Норвегии (до 10 млрд кубометров, инвестиционное решение не принято). Всего Польша потребляет около 16 млрд кубометров в год.
Новые соглашения PGNiG заключены с проектами, по которым даже не получены разрешения от регуляторов (от FERC на строительство и от Министерства энергетики — на экспорт в страны, не заключившие договор о свободной торговле с США). Чтобы принять инвестрешения, проектным компаниям нужно привлечь средства, а для этого показать, что новые мощности по сжижению будут пользоваться спросом. Именно поэтому американцы заинтересованы в соглашениях с PGNiG.
При этом экономическая целесообразность проектов в США под вопросом — глава Woodside Питер Коулман заявил Reuters, что компания думает о выходе из Port Arthur, так как сомневается в адекватном возврате средств. Неизвестно, какую плату за сжижение требуют Sempra и Venture Global от покупателей СПГ. Для третьей линии проекта Corpus Christi, инвестрешение по которому принято весной, плата составляет $3,5 за MBTU. Но удельные инвестиции в случае Corpus Christi ниже, чем у Port Arthur,— примерно $670 на тонну СПГ против $820.
В то же время для PGNiG покупка американского СПГ на условиях FOB выглядит неплохой сделкой. При текущих ценах на Henry hub такой СПГ стоил бы с доставкой в Европу около $285 за тысячу кубометров. Сейчас цены в северо-западной Европе немногим ниже, порядка $260, а учитывая рост цен на нефть, уже зимой наверняка увеличатся, сделав поставку СПГ из США прибыльной. Но везти этот СПГ в Европу все равно не слишком выгодно, при текущих спотовых ценах в Азии (около $385 за тысячу кубометров) PGNiG могла бы заработать на продаже газа туда уже сейчас.
В результате PGNiG получает комфортную позицию в переговорах с «Газпромом» о новых краткосрочных контрактах. Стоимость газа в Европе и Азии по-прежнему зависит прежде всего от цены на нефть, а стоимость американского СПГ с ней мало связана и зависит от платы за сжижение и динамики Henry hub. При росте цены на нефть, если «Газпром» запросит дорого, PGNiG сможет поставить СПГ из США в Польшу. Если же цена «Газпрома» будет привлекательна, PGNiG продаст СПГ в другие регионы. Конечно, риски остаются: при падении цен на нефть американский СПГ рискует снова стать неконкурентоспособным, как в 2015–2016 годах, и PGNiG может понести убытки. Но при этом цена газа «Газпрома» для Польши тоже снизится.