Водителя на обочине не признали пешеходом

Автомобилисты обязаны надевать светоотражающие жилеты

Верховный суд (ВС) отказался удовлетворять иск юриста Льва Воропаева, который требовал отменить обязанность водителей надевать светоотражающие жилеты в темное время суток за городом. Господин Воропаев считает, что незаконно требовать от автомобилистов выполнять обязанности, не связанные с управлением машиной. Представители МВД убедили ВС в обратном, заверив, что за нарушение оспариваемой обязанности штраф не взимается.

Фото: Максим Поляков, Коммерсантъ

Обратившийся в ВС юрист Лев Воропаев пытался оспорить пункт 2.3.4 ПДД: водитель в темное время суток или в сумерках при вынужденной остановке (или во время ДТП) обязан надевать светоотражающий жилет, накидку или куртку со светоотражающими полосами, когда выходит из машины. Господин Воропаев в иске настаивал, что, выйдя из-за руля, гражданин не обязан выполнять обязанности водителя, поскольку становится в этот момент пешеходом. Оспариваемая норма вступила в силу 18 марта. Обязанность была введена для того, чтобы водители, выходящие на обочину, были заметны на дороге. Аналогичное правило для пешеходов, двигающихся по обочине в сумерках, было введено еще в 2014 году.

Вчера, выступая в Верховном суде, представитель МВД Юлия Песковая заявила, что Лев Воропаев неверно трактует нормы ПДД: юридически водителем считается и тот, кто покинул салон машины. Начальник отдела выработки госполитики и управленческих решений в области обеспечения безопасности дорожного движения ГИБДД России Дмитрий Митрошин пояснил суду, что термин «управление автомобилем» нормативно не раскрыт, но подразумевается, что водитель — это общее понятие, связанное не только с «манипуляцией педалями и рулем». Он привел в пример обязанность водителя убедиться перед началом движения в отсутствии технических неисправностей у машины (это тоже есть в ПДД) — для этого за руль садиться тоже не надо.

Судья ВС Николай Романенков не сразу понял, зачем Льву Воропаеву понадобилось оспаривать норму и каким образом его права нарушены (истец в суд не пришел). Господин Митрошин пояснил: заявитель «занимается по большому счету казуистикой и оспаривает норму по формальным основаниям». Господин Романенков спросил про санкции, предусмотренные за невыполнение обязанности надевать жилет, на что Дмитрий Митрошин заявил, что их нет.

Ранее в ГИБДД России рассматривали сценарий применения штрафа в 1 тыс. руб. в случаях, если водитель не надел жилет во время ДТП (ст. 12.27 КоАП), но позже от этой идеи отказались. Начальник ГИБДД России Михаил Черников в интервью “Ъ” называл «абсурдом» саму идею наказывать водителей за подобный проступок.

Между тем в иске Лев Воропаев пытался оспорить и термин «автомагистраль»: в нынешней редакции он означает дорогу, обозначенную знаком 5.1 «Главная дорога», имеющую в каждом направлении проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой или ограждением. При этом трасса не должна иметь пересечение на одном уровне с другими дорогами или железнодорожными путями, сказано в ПДД: исходя из этого, господин Воропаев счел, что знак «Главная дорога» в таком случае вообще не нужен и его упоминание нужно убрать из термина. В МВД пояснили: бывают случаи, когда к автомагистрали примыкают второстепенные дороги (при этом это не считается перекрестком), которые нужно для безопасности обозначать знаками приоритета.

По итогам слушаний Верховным судом принято решение иск Льва Воропаева оставить без удовлетворения.

Иван Буранов

Вся лента