«Без любви к человеку профессионалом не стать»
Общероссийский проект «Профессия – ВРАЧ»
Проработав 23 года сначала педиатром, затем врачом-рентгенологом, заведующая отделом лучевой диагностики Воронежского областного клинического консультативно-диагностического центра, врач высшей категории Светлана Липовка считает, что даже глубокие знания по выбранному медицинскому профилю не сделают врача настоящим профессионалом без любви к тем, кого он лечит.
Ее путь в профессию начался с любви к детям. Как многие из нас, преклоняясь перед своей первой учительницей, сначала хотела пойти по ее стопам, но в средних классах те, кому быть учителем просто противопоказано, отбили эту охоту, и тогда она твердо решила стать педиатром. Желание стало целью, изменить которую оказалось не под силу даже огромному конкурсу на этот факультет и конкуренции более зрелых абитуриентов: Светлане на тот момент было всего 16, а на место в списке студентов Воронежского медицинского института имени Н.Н.Бурденко претендовали выпускники медучилищ и прошедшие армейскую закалку.
Но искать легкие пути – не ее черта характера. «Я боец по натуре, мне интересен, как сейчас говорят “экшн”. Не люблю застоя, преодоление препятствий придает жизни перчинку», – признается она.
В 1994 году с дипломом врача-педиатра Светлана пришла интерном в Воронежскую областную детскую клиническую больницу. А спустя год у нее появилась возможность пройти переподготовку по рентгенологии и остаться работать в этой же больнице. Пытливый ум школьной и институтской отличницы тут же оценил, сколько «открытий чудных готовит просвещенья дух». Горизонты лучевой диагностики манили и сулили именно такие открытия, за которыми диагностика и лечение детских патологий могли стать гораздо результативнее, и она не упустила представленный шанс. Отучилась на врача-рентгенолога и 17 лет проработала в этой больнице.
«Мне посчастливилось сразу попасть в ту медицинскую организацию, которая очень интересна профессионально. Потому что областная больница – это широкий спектр детских патологий в самом разном возрасте – от неонатологического до подросткового. Было очень интересно работать еще и потому, что очень повезло с учителями. В отделении работали «монстры» рентгенологии, которые находились на самом пике профессионального расцвета. Это заведующая отделением Валентина Васильевна Назаренко, Валентина Андреевна Николаева, Валентина Семеновна Кабаченко, Тамара Кирилловна Свиридова.
Когда только пришла в отделение, было трудно. Рядом с ними, несмотря на пятерки в дипломе, чувствовала себя желторотым птенцом. Учили они меня сразу на рабочем месте, что также считаю большой удачей.
Я стараюсь такую удачу дать сейчас своим курсантам. Мне жалко, что у них нет наставников, когда они приходят на работу. Хороший наставник ведь не только делится опытом в профессии, но и передает эстафету любви к пациентам, которыми издавна отличались русские врачи», – рассказывает Светлана Липовка.
От своих учителей она приняла и эстафету ответственности за то, какие кадры вливаются в ряды медиков. Светлана считает, что важный критерий профессиональной состоятельности – способность самостоятельно принимать решение. Она настораживается, когда новички спрашивают: «А что мне здесь написать?» И радуется, когда диалог другой: «Я сделал заключение, но вот в этом аспекте есть сомнение. Давайте обсудим?» И объясняет: рентгенология – специфическая специальность. Врачу нужно увидеть патологию, потом уже с ней разбираться. Самое страшное, когда рентгенолог «слепой».
В свое время, проработав всего два дня в отделении, услышала, как заведующая Валентина Назаренко в разговоре с коллегами сказала: «Перспективная девочка, она видит». Признание потенциала не означало легкого пути: критиковали, журили, ругали, поправляли, но и умели похвалить, объяснить, поддержать. «От периода практического ученичества остались самые светлые воспоминания и огромное чувство благодарности учителям. Теперь я стараюсь быть таким же наставником для своих курсантов», – признается Светлана Николаевна.
Как ассистент кафедры инструментальных методов диагностики Воронежского государственного медицинского университета, преподавая на курсах повышения квалификации, она своим курсантам часто говорит: чем больше у вас будет трудностей, тем больше удовлетворения будет от того, что вы сделали, преодолев эти трудности.
По её глубокому убеждению, врач – это вечный ученик. И вечный энергетический донор. «Нужно понимать, что какой бы специализации врач ни был, он вступает в энергетический взаимообмен с пациентом. А нездоровый человек берет энергии больше, чем может дать. Но когда выздоровеет, то с волной благодарности возвращает энергию во сто крат! Такой закон энергообмена, заложенный природой или Всевышним, на мой взгляд, справедлив. Врач – это профессия, в которой без любви к людям делать нечего».
А еще это образ жизни, потому что ни в отпуске, ни в кругу семьи полностью отрешиться от работы не получается. И снимки снятся, и формулировки описания исследования приходят ночью, и порой приходится интересы пациента ставить выше планов семейного культпохода.
Благо, муж тоже врач, поэтому понимание преданности профессии у них общее. «Правда, у нас в семье есть неписаный закон: дома не обсуждать мои профессиональные интересы. Конечно, я могу попросить совета в какой-то ситуации, но делать общение в семье продолжением рабочего дня муж не любит», – улыбается Светлана и с едва скрываемой гордостью говорит, что сын тоже выбрал врачебную стезю, оканчивает медицинский университет.
Когда он сообщил о выбранной профессии, родители предлагали крепко подумать, потому что это имеет смысл, если готов посвящать этому всю свою жизнь. А он сказал: «Мне это и нравится». Такой ответ – свидетельство уважения, а может, и восхищения родителями, которые на его глазах росли в профессии и достигли высот ради того, чтобы уметь максимально оправдать ожидания пациентов и их веру в то, что врач обязательно поможет. Такая жизнь, наполненная интересными событиями, глубокими смыслами, осознанием важности и нужности того, что ты делаешь, наверное, стала сильным мотиватором для него в выборе профессии врача.
Светлана Липовка считает себя счастливым человеком, не разделяя счастье на личное и профессиональное. «Получаю удовольствие от своей работы и очень рада, что за 23 года накопила в профессии тот опыт, который дает мне уверенность в том, что я всегда смогу использовать на благо пациентов потенциал научно-технического прогресса, а он сейчас делает стремительный виток. Программное обеспечение, техника и квалификация врача – это та тройка “лошадей”, которая должна идти вровень, но чаще всего техника вырывается вперед. Постоянно совершенствовать свои компетенции, чтобы не отстать, это безумно интересно!»