Сердечный доктор

Общероссийский проект «Профессия – ВРАЧ»

Руководителя Кардиохирургического центра Воронежской областной клинической больницы, доктора медицинских наук, профессора Сергея Ковалева в медицинском сообществе представлять не надо. Ученик корифеев российской кардиохирургии – Лео Антоновича Бокерии, Виктора Ивановича Булынина и Аполлинария Николаевича Леонова, он и сам уже вошел в пантеон корифеев, поставив «на поток» многие сложные операции.

Фото: проект «Профессия – врач»

«Ты должен что-то сделать первым, а потом передать технологии в руки своих учеников», - считает профессор Ковалев.

В 2005 году, после возвращения из длительной стажировки в крупном кардиохирургическом центре Германии, он вместе со своим учеником Сергеем Быковым, ныне ведущим детским кардиохирургом области, впервые сделал операцию новорожденному мальчику, который весил меньше полутора килограммов. Малыш три недели после рождения находился на искусственной вентиляции легких.

«В работе хирурга всегда должна быть доля авантюризма. Удача любит смелых, это я понял еще в начале профессионального пути»

Фото: проект «Профессия – врач»

«Сама операция была несложной. Сложно было подойти к такому маленькому ребенку – пальчики, помню, будто ниточки! Как поведет себя организм младенца? В нем ведь процессы сильно отличаются от тех, что происходят у взрослых. Да и выхаживать грудных детей после операции – тогда это был путь без проложенной колеи», – вспоминает «сердечный доктор». Так по-детски безыскусно, (но как «в точку»!) назвал Ковалева тот самый спасенный малыш, которому сейчас 12 лет. Недавно вместе с бабушкой он приходил к своему доктору. «Здоровенный детина получается, энергия из него так и хлещет, сто слов в минуту говорит», – довольно улыбается кардиохирург.

Раньше новорожденные с тяжелыми пороками сердца, если не получали вовремя помощь, умирали сразу после рождения. Сейчас оперированные детки прекрасно развиваются и растут. В Воронежской области ежегодно выявляется более 250 детей с врожденными пороками сердца, требующими оперативного вмешательства, из них около 30% – новорожденные с критическими пороками. За 2017 год детям было проведено 183 операции на сердце, в том числе с использованием искусственного кровообращения.

Сегодня в Кардиохирургическом центре объем хирургической активности сопоставим с уровнем ведущих клиник страны. «В работе хирурга всегда должна быть доля авантюризма. Удача любит смелых, это понял еще в начале профессионального пути, когда мы с микрохирургом Валерием Григорьевичем Самодаем, который сейчас заведует кафедрой травматологии Воронежского медицинского университета, провели уникальную операцию. Помните знаменитую историю литовской девочки Расы, которой косилкой отрубило ножки, и их смогли вернуть врачи в Москве? Мы сделали аналогичную по сложности и результату операцию – пришили руку на уровне крупного сегмента верхней трети плеча. Коллеги поначалу считали такую операцию чистой авантюрой, потому что крупные сегменты тогда еще не пришивали. Могли пришить палец или кисть. Операция шла 12 часов, мы вернули человеку руку. Примерно через десять лет я ставил ему кардиостимулятор», – рассказывает Сергей Ковалев.

Этого пациента в Воронежскую областную клиническую больницу привезли на вертолете из Липецкой области. Он был трактористом, бывшим военнослужащим, прошедшим Афганистан. А травму получил во время снегозадержания в поле. Из-за мороза у трактора застыл мотор. Тракторист пытался завести технику. Внезапно стал вращаться вал, в него затянуло руку и оторвало на уровне верхней трети плеча. Имея за плечами боевой опыт, мужчина не растерялся – перетянул себе ремнем место отрыва руки, саму конечность положил в пакет со снегом, дошел до трассы. Его подобрал водитель проезжей машины и довез до ближайшего населенного пункта, откуда вертолетом травмированного доставили в Воронеж.

«кардиохирургия – это коллективная работа. В областном Кардиохирургическом центре работают именно так: будучи уверенными в профессиональной состоятельности и ответственности каждого участника «команды сердца»

Фото: проект «Профессия – врач»

Благодаря профессиональному «здоровому авантюризму» Ковалева и его команды в Кардиохирургическом центре берутся оперировать больных с тяжелыми патологиями, иногда впервые применяя такие приемы, которые приходят во время операции как бы по наитию, но оказываются в результате единственно верным решением в конкретной ситуации по ходу операции. Помощь высших сил? Аккумуляция знаний и опыта в момент истины? Сам «сердечный доктор» склонен видеть в таком наитии и то, и другое.

«Я выбрал, как говорят в наших кругах, “расстрельную” специальность, – со свойственной ему шутливостью говорит Сергей Ковалев и объясняет: – Чтобы состояться в профессии, приходится сильно постараться. В молодости, которой не свойственно “скупее быть в желаниях”, и лет до 40 хирург делает основной профессиональный рывок – он должен получить максимум знаний и все профессиональные ручные навыки, то, что на Западе называется “скилз”.

Прикасаться к человеку, делать ему операцию на сердце должен только тот, кто постиг все основы специальности. В молодости я увидел брошюру с советско-американского симпозиума о хирургии врожденных пороков сердца. В ней был рисунок известного кардиохирурга Джона Кирклина: пирамида, в основе которой были базовые дисциплины – физиология, патофизиология, анатомия, фармакология, кибернетика. Следующий уровень – диагностика, пропедевтика, кардиология, анестезиология, реаниматология. И только на ее вершине – кардиохирург со скальпелем. Этот образ запомнил на всю жизнь.

Нужно научиться общаться с пациентами, их родственниками, быть аналитиком, пройти через свою “армию” выздоровевших пациентов и через кладбище тех, кого не смог спасти. Чтобы в конце концов понять свое предназначение: ты – частица Господа и рука Господа, которая через тебя творит, а не просто робот, штопающий, латающий ткани человеческого организма».

В сердечной хирургии ты учишься до предсмертного часа. Нельзя окончить институт и сказать, что ты специалист.

Он уверен, что болезнь можно победить, аккумулируя знания многих поколений и только коллективными усилиями. А еще в том, что в кардиохирургии не бывает случайностей. Такая уверенность – следствие обретенного опыта. Еще будучи начинающим кардиохирургом, Сергей Ковалев ассистировал профессору на операции, которую делали женщине с тяжелым пороком сердца. После операции он остался на ночное дежурство. Молодой врач завел привычку обходить реанимационное отделение несколько раз за дежурство. Около трех часов ночи зашел в реанимацию, где не оказалось ни реаниматолога, ни реанимационной сестры. На глазах у Ковалева на мониторе, показывавшем состояние женщины, появилась прямая линия. Сергей тут же стал делать ей массаж сердца, заставил остановившиеся сердце заработать снова.

«Эта история о том, что жизнь человека находится в руках профессионалов. И это не только хирург, но и специалисты, которые выхаживают пациента после нее», – считает Ковалев. Он всегда говорит: кардиохирургия – это коллективная работа. В областном Кардиохирургическом центре работают именно так: будучи уверенными в профессиональной состоятельности и ответственности каждого участника «команды сердца».

«Чтобы состояться в профессии, приходится сильно постараться. В молодости, которой не свойственно “скупее быть в желаниях” и лет до 40 хирург делает основной профессиональный рывок»

Фото: проект «Профессия – врач»

Все врачи участвуют в профильных конференциях, симпозиумах. Сам руководитель центра, помимо других конференций, куда его приглашают в качестве докладчика, раз в два года посещает одну из лучших в плане международного обмена новейшими методиками ежегодную конференцию «Последние достижения в кардиохирургии». Ее организует Майкл Мак, бывший президент американского общества кардиохирургов, и Фридрих Моор из Лейпцига. Конференция проходит попеременно то в Далласе, то в Лейпциге. На ней кардиохирурги выступают с докладами, презентациями и тут же проводят «лайф кейс»: там 15 операционных, идут прямые трансляции операций – своеобразный мастер-класс.

Профессор считает, что в его специальности противопоказано быть «узким специалистом». Он много читает, и не только специальную литературу, любит музыку, просматривает все журнальные публикации по кардиохирургии. Вместе с женой практически каждый отпуск проводит в путешествии. Все это подпитывает широту мышления, необходимую, по мнению Ковалева, кардиохирургу.

Когда смотришь, как он общается с коллегами на планерке или с готовностью притормаживает свой стремительный шаг возле ожидающего его в коридоре выздоравливающего пациента и по-родственному приобнимает его, понимаешь, что в этой стихии он счастлив. Счастлив, несмотря на то что «врач на службе всегда», мало времени остается на любимого внука и семья тщетно ждет его к ужину. И даже несмотря на то, что недавно во время 9-часовой операции опухоли сердца у него от напряжения отслоилась сетчатка глаза и пришлось прооперироваться у офтальмолога…

По глубине отдачи и глубина высшего счастья: «Каждый раз работаешь на пределе своих возможностей и, когда получаешь хороший результат, ставишь внутри себе памятник за то, что оправдал доверие пациента и подарил ему новую жизнь. Невозможно передать словами силу этого чувства, оно, наверное, надматериально».

Вся лента