Миллиарды на стапеле
ОСК получила первый транш на модернизацию «Северной верфи»
Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) получила из бюджета 7,4 млрд руб. на первый этап модернизации «Северной верфи». Корпорация надеется на выделение средств и на второй этап, хотя готова оплачивать его и сама. По завершении программы в 2022 году ОСК планирует сделать из «Северной верфи» центр сборки крупных кораблей и судов, рассчитывая за счет кооперации фактически обслуживать те заказы, на которые претендует и строящаяся суперверфь «Звезда». Также «Северная верфь» может войти в кооперацию с Балтзаводом для получения заказа на сверхмощный ледокол «Лидер» ЛК-120.
ОСК получила из бюджета 7,4 млрд руб. на строительство эллинга на петербургской «Северной верфи», сообщил 28 июня глава корпорации Алексей Рахманов. Модернизация обсуждается с 2015 года, рассматривалась возможность строительства там сухого дока и мостового крана «Голиаф» грузоподъемностью 1200 тонн, но из-за недостатка средств от них отказались. Сегодня «Северная верфь» строит среднетоннажные военные фрегаты и корветы для Минобороны. Новый корпус позволит строить танкеры для нефтегазовых компаний и крупные военные корабли.
В рамках первого этапа модернизации верфи предлагается возвести эллинг со стапельной плитой, где будут сваривать готовые секции кораблей и судов. Как пояснил гендиректор предприятия Игорь Пономарев, на втором этапе планируется создание передаточного дока и корпусообрабатывающего цеха. Окончание строительства эллинга намечено на первый квартал 2019 года, завершение модернизации — 2022 год, пояснили в ОСК.
По словам Алексея Рахманова, вопрос выделения дополнительных средств из бюджета будет рассматриваться в рамках обсуждения следующей трехлетки. Общую стоимость работ он не назвал, но уточнил, что «бюджет (проекта.— “Ъ”) делится приблизительно пополам между госсредствами и собственными средствами ОСК». Но в Минпромторге “Ъ” сообщили, что в настоящее время дополнительных бюджетных средств не предусмотрено, продолжение строительства предполагается за счет средств «Северной верфи».
Как уточнил Алексей Рахманов, задача модернизации — создание двух построечных мест, которые «позволят строить практически любые типы судов и кораблей, в том числе тяжелые». Механизмы смогут поднимать на стапельной плите грузы до 800 тонн и перемещать в горизонтальных плоскостях до 1200 тонн, что позволит сделать «Северную верфь» центром сборки. «Сейчас мы тестируем технологию передачи по воде крупных секций, чтобы концепция распределенных верфей работала в реальном режиме,— рассказал господин Рахманов.— "Северная верфь" готовит для одного из наших изделий носовую часть, и она поедет в Калининград на сборку. Имея сегодня мощности на Балтзаводе, загруженные ледоколами, мы будем иметь возможность в будущем их использовать для строительства крупных конструкций и блоков в рамках кооперации».
Глава агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров полагает, что инвестиции в модернизацию «Северной верфи» могут превысить 18 млрд руб. Привлечение собственных средств даже с поддержкой ОСК будет представлять значительную сложность и может обернуться задержкой модернизации до 2023–2024 годов, считает он. Предложенная ОСК концепция кооперации между своими предприятиями по формату «распределенная верфь» с перемещением по воде крупных секций снижает риски недозагрузки мощностей «Северной верфи», говорит эксперт.
По словам Алексея Рахманова, кооперация с «Северной верфью» рассматривается и как один из вариантов строительства сверхмощного ледокола «Лидер» ЛК-120 на Балтзаводе. Основным конкурентом корпорации за получение этого заказа считается строящаяся на Дальнем Востоке консорциумом «Роснефти», «Роснефтегаза» и Газпромбанка суперверфь «Звезда». Как пояснили “Ъ” в Минпромторге, для определения места строительства «Лидера» создана межведомственная рабочая группа под руководством вице-премьера Юрия Борисова, курирующего ОПК, решение будет принято в июле. Получить комментарий чиновника не удалось.