Разноплановая арифметика
Поддержка малого и среднего бизнеса в Ленобласти вызвала полярные вопросы
Вчера на заседании правительства Ленинградской области губернатор Александр Дрозденко раскритиковал работу чиновников, отвечающих за выделение средств на поддержку малого и среднего бизнеса (МСБ). Несмотря на то, что в 2017 году оборот предприятий вырос на 18%, объем инвестиций в основной капитал увеличился в 2,5 раза, финансирование профильной подпрограммы снижается. Эксперты "Ъ" разошлись во мнении: одни считают, что властям надо пересмотреть направления поддержки, другие сомневаются в ее эффективности.
Как сообщила на заседании регионального правительства Светлана Нерушай, председатель комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленобласти, оборот продукции МСБ за 2017 год составил 513 млрд рублей — и это на 18% больше, чем годом ранее. Увеличилась и сумма налоговых поступлений: с 2,9 млрд рублей в 2016 году до 3,3 млрд рублей в 2017 году. Наиболее заметный рост продемонстрировал объем инвестиций в основной капитал МСБ, который взлетел почти в 2,5 раза (с 18,8 млрд рублей до 46,3 млрд рублей).
Однако эта динамика развития рынка не повлияла на увеличение финансовой поддержки со стороны властей. В 2015 году на развитие малого и среднего предпринимательства и потребительского рынка из областного и федерального бюджетов выделили 578 млн рублей, в 2016 году — 537 млн рублей, в 2017 году — 373 млн рублей, в 2018 году — 395 млн рублей.
"Мы же с вами договорились, что не должны снижать финансирование по некоторым программам,— обратился Александр Дрозденко к первому заместителю председателя правительства Роману Маркову и заместителю председателя правительства Дмитрию Ялову.— Оборот предприятий составил 513 млрд рублей, так почему мы не можем выделить хотя бы 0,1% им на поддержку?"
На это Дмитрий Ялов ответил, что такая ситуация сложилась из-за снижения объема федерального финансирования. Но господин Дрозденко подсчитал, что даже с учетом этого фактора, сумма из областной казны в 2017 году по сравнению 2016 годом снизилась на 36 млн рублей. "Ваш губернатор умеет считать. Рядом есть калькулятор. В прошлом году нам надо было выделить не меньше 401 млн рублей. Это должны были вы проанализировать, вы же у меня курируете экономику",— возмутился Александр Дрозденко.
В итоге губернатор поручил Роману Маркову подготовить поправки в бюджет 2018 года, с тем чтобы поднять объем финансирования программы, направленной на развитие МСП, до уровня 2016 года (537 млн рублей).
По данным комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленобласти, в регионе работает 64,2 тыс. предприятий МСБ. За 2017 год их стало больше на 4%. Количество индивидуальных предпринимателей достигло 43,4 тыс., что на 7% больше, чем в 2016 году. Доля МСБ в обороте предприятий составила 23%.
Председатель ленинградского областного отделения общественной организации "Деловая Россия" Михаил Косарев считает, что объем финансирования поддержки МСБ не всегда влияет на ее эффективность. "Лучше не дать всем по чуть-чуть, а выбрать отдельные стратегические направления. К таким в Ленобласти можно отнести "Индустрию 4.0", направленную на цифровизацию производственных процессов и внедрение интернета вещей",— сказал Михаил Косарев.
По словам председателя петербургской Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексея Третьякова, ситуацию с развитием МСП в Петербурге и Ленобласти можно охарактеризовать фразой "наказание невиновных и награждение непричастных". "Средства, выделяемые на поддержку МСБ, мало коррелируют с его эффективностью. Малый бизнес не нуждается в центрах поддержки, на содержание аппарата которых уходят большие деньги. Для поддержки предпринимателей чиновникам не надо помогать. Им надо просто не мешать. Власть расходует деньги настолько бездарно, что они в практической деятельности не учитываются. Поддержка МСБ нужна в первую очередь сельхозпроизводствам Ленобласти, которым надо обеспечить каналы сбыта своей продукции в Петербург",— уверен Алексей Третьяков.
Он также добавил, что господин Дрозденко решил увеличить финансирование подпрограммы для развития МСБ потому, что этот показатель входит в систему отчетности перед руководством России. "Его волнует не реальная поддержка малого бизнеса, а возможность отчитаться перед начальством",— подытожил Алексей Третьяков.