Сетка раздора
Алексей Доспехов о сходстве российского чемпионата мира с французским
Кажется, не будет ничего странного, если после окончания этого чемпионата мира те, кому выпадет подводить его итоги, вспомнят о европейском первенстве двухлетней давности во Франции. Оно закончилось победой португальцев — неожиданной и потому, что, если не считать Криштиану Роналду, компонентов именно чемпионских у них перед турниром находили гораздо меньше, чем у других сборных, и потому, что португальская игра не очень походила на чемпионскую. Будущий обладатель золота выполз из группы, трижды сыграв вничью, показывая футбол рядовой. Да и дальше продолжал страдать. Три из четырех его матчей play-off, включая финал с французами, вышли за пределы основного времени, растянувшись на овертайм или серию пенальти.
Объясняя, почему типичная темная лошадка добилась первого большого триумфа в своей истории, тянуло перечислять высвеченные чемпионатом ее достоинства — лидерские качества Роналду, сплоченность, терпеливость, прозорливость тренера Фернанду Сантуша, угадывавшего с заменами. Но глупо отрицать, что выиграли португальцы в том числе благодаря везению — и с «математикой», позволившей с тремя очками проскочить в 1/8 финала, и с сеткой play-off.
Любой спортсмен, участвовавший в играх на вылет, подтвердит, что хорошая сетка — это подарок. А у португальцев она была не просто хорошей — сказочной. Во Франции сетка оказалась разделена на две совершенно неравнозначные с точки зрения веса команд, их положения в футбольной иерархии половины. В верхней — исключительно такие же темные лошадки, как португальцы, которым, чтобы добраться до финала, потребовалось справиться со сборными Хорватии, Польши и Уэльса. В нижней — сплошные супертяжеловесы: Франция, Германия, Англия, Испания, Италия, вынужденные в драке за медали бодаться друг с другом. И можно ли упрекать французов за то, что как на одну из причин своей осечки в домашнем финале они указывали на тот факт, что в игре полуфинальной бились с немцами, а португальцы — с валлийцами? Ну, действительно, версия насчет того, что хозяевам, чтобы удержаться на плаву в дополнительное время, не хватило как раз нервов и физических сил, отнятых битвой с великим соперником, что у побед с одинаковым счетом 2:0 над Уэльсом и Германией цена все-таки принципиально разная, выглядит не такой уж нелепой.
А взгляд на сетку play-off российского чемпионата мира выхватывает ее поразительное сходство с сеткой французской. Только сейчас верхняя половина напичкана футбольными гигантами, сборными, которые перед турниром котировались в качестве основных претендентов на медали. Уругвай сразу же угодил на Португалию, Франция — на Аргентину. А рядышком — Бразилия, рядышком — и по игре, по яркости состава ей не уступающая Бельгия. До финала им предстоит, рубясь в кровь, вышибать друг друга.
И можно ли сравнивать с верхней половиной нижнюю? Два проблемных гранда — кое-как наскребающие очки испанцы и чересчур молодые англичане, по-бразильски мощные на групповом этапе, но без особого опыта высоченных прыжков хорваты, а еще датчане, шведы, швейцарцы, колумбийцы и россияне, это ведь скромненький по меркам play-off главного футбольного турнира набор команд. Набор, в котором, учитывая, что все равно кому-нибудь из них суждено играть 15 июля в лужниковском финале, тянет найти реинкарнацию Португалии 2016 года — сборную, переживающую определенные трудности, но и имеющую в багаже определенные козыри, чтобы по крайней мере по легкой сетке продвинуться далеко. На самом деле подходит практически любая, в том числе две, что встретятся в «Лужниках» уже завтра.