ОСАГО не до перестрахования
Оно может остаться невостребованным из-за особенностей рынка
Одобренное правительством снятие запрета на перестрахование рисков ОСАГО может оказаться невостребованным на рынке большинством компаний и при этом сыграть на руку его сомнительным участникам. Исторически запрет перестрахования ОСАГО был связан с выводом активов страховщиками на заре страхования гражданской ответственности, когда этот бизнес еще был низкоубыточным. После выравнивания убыточности из-за тарифной реформы, которую проводит ЦБ, старые схемы могут вернуться.
Новые изменения страхового законодательства в части ОСАГО на практике могут оказаться невостребованными. На страховом рынке высказывают сомнения в необходимости размещения рисков ОСАГО в перестрахование. Напомним, правительство поддержало проект поправок Минфина к закону об организации страхового дела, снимающих запрет на перестрахование рисков ОСАГО. По словам премьер-министра Дмитрия Медведева, за годы действия закона об ОСАГО «выросло число автомобилистов, поэтому мы имеем сегодня риски гораздо более масштабные, чем 15 лет назад, когда этот закон принимался, надо сделать перестрахование рисков по ОСАГО обычной практикой».
Как следует из сопровождающего проект письма Минфина правительству (есть у “Ъ”), принятые РФ международные обязательства в рамках ВТО, ЕАЭС и СНГ «не содержат ограничений на передачу рисков, в связи с чем ограничивать перестрахование ОСАГО только российским рынком не представляется возможным».
Согласно описанной Минфином схеме, страховщики будут обязаны предложить 10% рисков ОСАГО Российской национальной перестраховочной компании (РНПК) — это «дочка» ЦБ, созданная для поддержки рисков предприятий, попавших под санкции на международных рынках. Нацперестраховщик, в свою очередь, «вправе принять их в указанном размере, уменьшить его либо отказать в их принятии». Это избавит РНПК от накопления «плохих» рисков ОСАГО. «Мы не обязаны принимать риски в перестрахование, кроме санкционных. Если будут предлагаться отдельные "куски" ОСАГО, вырванные из портфеля страховщика, например по такси, муниципальному транспорту, водителям-новичкам, по проблемным регионам, мы будем принимать индивидуальные решения вплоть до отказа в принятии таких рисков»,— говорит глава нацперестраховщика Николай Галушин.
При этом, как сказал “Ъ” президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс, «перестраховывать надо крупные риски — по ОСАГО не может быть крупного убытка, потому что страховые суммы небольшие и кумуляции рисков быть не может». По его словам, такое перестрахование может иметь смысл для небольших компаний, для которых актуально высвобождение капитала (при перестраховании передаются обязательства и резервы, в итоге высвобождается капитал). Но таких компаний на рынке, по подсчетам ВСС, не более 15%.
«Еще одно возможное использование перестрахования — вывод активов»,— говорит собеседник “Ъ” на страховом рынке.
Изначально при низкой убыточности ОСАГО компании по каналам перестрахования выводили средства, поэтому и появился запрет на размещение рисков ОСАГО. «Вполне возможно, что с выравниванием убыточности ОСАГО эта практика вернется»,— говорит эксперт. Напомним, ЦБ начал реформу тарифов ОСАГО, которая уже этим летом начнется с расширения тарифного коридора на 20% и корректировки коэффициентов, через пять лет рынку обещаны свободные от регулирования тарифы.
«С индивидуальным убытком по ОСАГО может справиться любой страховщик,— согласен представитель крупной компании,— кумуляции нет (авария с тремя—пятью машинами не считается), соответственно, перестрахование — это либо вывод активов, либо высвобождение капитала, либо желание свои ошибки по управлению убыточностью переложить на перестраховщика»,— говорит он.