Верховно-судебная драма переходит в фарс
Дональд Трамп может распространить свое влияние на высшую судебную инстанцию США
Президент США Дональд Трамп и американские консерваторы имеют хорошие шансы усилить свое влияние в высшей судебной инстанции страны — Верховном суде. После ухода на пенсию судьи Энтони Кеннеди, голос которого в последние годы нередко был решающим при голосовании по наиболее спорным вопросам, администрация господина Трампа начала активно готовиться к поиску нового кандидата на вакантную должность. В прошлом году Дональду Трампу и республиканцам уже удалось провести в суд своего кандидата Нила Горсача. И если сейчас демократам не удастся оттянуть голосование по кандидатуре нового судьи до ноябрьских довыборов в Конгресс и Сенат, баланс сил в Верховном суде может безоговорочно измениться в пользу президента США.
Администрация Дональда Трампа начала активную подготовку к определению кандидата на пост судьи Верховного суда. Это стало возможным после того, как на минувшей неделе один из старожилов, 81-летний судья Энтони Кеннеди, занимающий свой пост еще с 1988 года, объявил, что с 31 июля уходит на пенсию. По сведениям источников в Белом доме, на которые ссылается CNN, Дональд Трамп может представить новую кандидатуру уже в первых числах июля.
Голос судьи Кеннеди в последние годы нередко становился решающим при вынесении решения Верховным судом, состоящим из девяти судей. Хотя его кандидатура в свое время была выдвинута республиканцем Рональдом Рейганом, Энтони Кеннеди нередко занимал более либеральную позицию по ряду спорных вопросов. Именно голос судьи Кеннеди стал решающим по таким резонансным вопросам, как легализация однополых браков и либерализация федерального законодательства об абортах.
Уход Энтони Кеннеди и возможное назначение на его место более консервативного судьи не на шутку встревожили не только представителей Демократической партии, но и более широкие слои либерально настроенного населения страны.
И это неудивительно — сразу же после объявления о грядущем уходе на пенсию судьи Дональд Трамп оперативно связался с Леонардом Лео, вице-президентом консервативной ассоциации юристов «Сообщество федералистов», который в прошлом году уже консультировал президента по выбору кандидатуры Нила Горсача. И эта помощь сыграла свою роль — кандидатура Нила Горсача относительно безболезненно прошла процедуру утверждения Сенатом вопреки всем попыткам демократов.
Сейчас Дональд Трамп заявляет, что у него есть список из 25 возможных кандидатов в Верховный суд, однако, по неофициальным данным СМИ, шорт-лист включает в себя пять человек. На первом месте упоминается нынешний судья апелляционного суда округа Колумбия — выдвиженец Джорджа Буша-младшего — Бретт Кавана, занимающий этот пост с 2006 года. Впрочем, судья Кавана считается человеком, более близким к партии республиканцев, а не к Дональду Трампу — в 2016 году господин Трамп, тогда еще являвшийся кандидатом, не включил Бретта Кавану в свой список кандидатов на вакантный на тот момент пост, который ныне занимает судья Горсач.
Более близким к Дональду Трампу кандидатом считается Эми Коуни Баррет, которую президент США в 2017 году номинировал на должность судьи апелляционного суда седьмого округа США (по штатам Иллинойс, Индиана, Висконсин). Судья Баррет является убежденной католичкой и состоит в консервативной религиозной организации People of Praise. Впрочем, именно активная религиозная позиция судьи может стать главной помехой на пути в Верховный суд. Уже в прошлом году — при рассмотрении ее кандидатуры на менее значимый пост в апелляционном суде — ее религиозность вызвала массу вопросов и сомнений.
Более компромиссной фигурой представляется кандидатура Томаса Хардимана — судьи апелляционного суда третьего округа США, занимающего этот пост с 2007 года, рекомендованного все тем же Джорджем Бушем-младший. Судья Хардиман в прошлом году уже попал в шорт-лист номинантов Дональда Трампа, однако господин Трамп предпочел кандидатуру Нила Горсача. В пользу Томаса Хардимана говорит тот факт, что он занимает менее радикальную консервативную позицию, чем судья Баррет. Кроме того, судья Хардиман имеет репутацию «выходца из народа» — он родился в семье таксиста и домохозяйки, а будучи студентом, и сам нередко подрабатывал в такси. Формально это не очень важно — членов Верховного суда утверждают сенаторы, а не «плебеи-конгрессмены», но сенаторам тоже надо избираться, и поддержка их теми самыми «простыми американцами», которые в итоге избрали президентом Дональда Трампа, им крайне важна.
Еще одной компромиссной кандидатурой, которая к тому же может угодить либералам и этническим меньшинствам, является судья апелляционного суда шестого округа Амул Тапар. Этот выходец из семьи индийских мигрантов уже привлек внимание общественности своим красноречием и потрясающей эрудицией. Его близость к консервативному лобби подтверждается тем, что именно кандидатура судьи Тапара, по неофициальным данным, является фаворитом лидера республиканского большинства в Сенате Митча Макконнелла. Впрочем, судья Тапар обратил на себя внимание и Дональда Трампа, который в 2016 году включил его в свой лонг-лист возможных кандидатов на пост в Верховном суде.
Список пяти наиболее вероятных кандидатов замыкает судья апелляционного суда шестого округа Рэймонд Кэтлидж, занявший этот пост в середине 2008 года, при Джордже Буше-младшем. В отличие от ряда других потенциальных кандидатов, господин Кэтлидж успел поработать в аппарате Верховного суда — он был одним из помощников судьи Энтони Кеннеди и теперь имеет неплохие шансы занять его место. Обладая поддержкой Республиканской партии, судья Кэтлидж также вошел в список Дональда Трампа в 2016 году.
Объявление об уходе на пенсию судьи Кеннеди и публикация списка возможных кандидатов, занимающих весь спектр консервативных позиций — от радикальных до более умеренных, застали многих демократов врасплох. Теперь они пытаются спешно выработать стратегию, которая позволит если не заблокировать, то хотя бы оттянуть голосование по кандидатуре до ноября, когда в США пройдут довыборы в Конгресс и Сенат. В настоящее время в Сенате большинство с минимальным перевесом составляют республиканцы — 51 голос. Но один из лидеров этой партии, сенатор Джон Маккейн, сейчас борется с тяжелой формой рака мозга. В преддверии ноябрьских довыборов республиканцы пытаются найти кандидата, который мог бы заменить Джона Маккейна, а демократы надеются, что уход господина Маккейна с политической сцены позволит им получить долгожданное большинство в Сенате.
«Это самое важное вакантное место в Верховном суде для нынешнего поколения этой страны»,— считает лидер фракции Демократической партии в Конгрессе Чак Шумер. «Демократы только сейчас начинают понимать, что борьба за место в Верховном суде будет борьбой за сам дух нашей страны,— заявил в интервью CNN бывший пресс-секретарь Хиллари Клинтон Брайан Фэллон.— Если мы не поднимемся, то будем жить с последствиями трампизма следующие 40 лет».
В минувший четверг демократы уже предприняли первую попытку бросить вызов Дональду Трампу в борьбе за Верховный суд. Сенатор-демократ Кори Букер обратился в сенатский комитет по юридическим вопросам. По мнению сенатора, пока господин Трамп и некоторые нынешние и прошлые члены его администрации являются фигурантами федерального расследования по подозрению в связях с Россией в ходе предвыборной кампании, выдвижение президентом США своих кандидатов в Верховный суд является конфликтом интересов. А раз так, то делать этого он не имеет права. В связи с этим сенатор Букер потребовал от комитета не рассматривать любые кандидатуры от Дональда Трампа до завершения расследования.