Соглашение о переоценке продукции
Иностранным участникам СРП по Харьяге придется платить больше
Как стало известно “Ъ”, Минэнерго недовольно низкими роялти, которые РФ получает от французской Total и норвежской Equinor (экс-Statoil) в рамках соглашения о разделе продукции (СРП) по Харьягинскому нефтедобывающему проекту. По мнению чиновников, государство из-за формулы, занижающей расчетную цену для роялти, в 2016–2017 годах недополучало примерно $0,946 на тонну. Минэнерго предложило Минфину передать полномочия по продаже всей харьягинской нефти для выплаты роялти оператору проекта «Зарубежнефти».
Минэнерго считает, что бюджет РФ недополучает роялти от Total и норвежской Equinor — инвесторов Харьягинского СРП-проекта. Замглавы департамента Минэнерго Виктор Антошин в начале апреля предложил Минфину и Минприроды (“Ъ” знаком с содержанием письма), совместно с госкомпанией «Зарубежнефть» изменить форму выплаты роялти для проекта.
Харьяга — один из трех СРП-проектов в РФ, расположен в Ненецком АО. Акционеры — «Зарубежнефть—добыча Харьяга» (40%; оператор), Total (20%), Equinor (30%), Ненецкая нефтяная компания (ННК; 10%). Добыча нефти в 2017 году — 1,4 млн тонн.
Роялти в объеме 7% (9% со второго квартала) с добычи на Харьяге каждый из инвесторов платит в бюджет в денежной форме, пишет господин Антошин. Цена, от которой рассчитываются роялти, является средневзвешенной между фактическими и «справочными» ценами реализации СРП. Но Минэнерго указало, что ресурсы, приходящиеся на долю ННК и «Зарубежнефти», для расчета учитываются по фактическим ценам реализации, а ресурсы Total и Statoil — по «справочной» цене СРП.
Средневзвешенная цена для СРП меньше фактической цены, с третьего квартала 2016 года по четвертый квартал 2017 года разница составляла в среднем $0,946 на тонну. Государство недополучает эти средства, считает Минэнерго.
Минэнерго предлагает назначить «Зарубежнефть—добыча Харьяга» уполномоченной государством организацией, наделив ее полномочиями по продаже нефти, которая причитается РФ в качестве роялти.
В компаниях и министерствах отказались от комментариев, в частности, по вопросу о том, как рассчитывается «справочная» цена СРП (вероятно, речь идет о котировках Platts). Источник “Ъ” в Минэнерго говорит, что пока нет ответа Минфина. Он поясняет, что «Зарубежнефть» продает нефть в рамках СРП эффективнее других инвесторов, объемы идут через СПбМТСБ, в этом году ННК уже передала долю в роялти «Зарубежнефти».
Доходы государства от Харьягинского СРП в 2017 году составили почти 15 млрд руб., что в полтора раза выше уровня 2015–2016 годов, отмечает собеседник “Ъ”. «Если мы предполагаем, что добыча в 2018 году составит 1,4 млн тонн, то роялти составят 119 тыс. тонн. Если потери с тонны будут $0,946, то государство недополучит $113 тыс. (более $200 тыс. за 2017–2018 годы)»,— подсчитал Андрей Полищук из Райффайзенбанка, добавив, что за все годы СРП недополученный доход мог быть гораздо больше.
Претензии правительства РФ к инвесторам Харьяги были и раньше. В 2016 году конфликт привел к продаже Total 20% в СРП-проекте «Зарубежнефти» за $60 млн и передаче статуса оператора. Инициатором сделки считалось правительство, имевшее претензии к размеру и обоснованности инвестиций, которые, по условиям СРП, окупаются за счет доли государства в продукции. Поводом для недовольства по Харьягинскому СРП стала система утилизации попутного газа, которую Total начала внедрять в 2012 году, но из-за проблем с подрядчиком так и не ввела. Подобные претензии ранее выдвигались и к СРП-проектам на Сахалине.
Проект СРП имеет уже длинную историю и дошел только до середины исполнения, отмечает управляющий партнер УК «Право и бизнес» Александр Пахомов. Он считает, что российская сторона в ситуации активного поиска дополнительных источников средств для бюджета будет проталкивать идею реформы роялти, так как речь идет о ежегодно растущих доходах. Но важно не отпугнуть инвесторов и не создать почву для инвестарбитража, отмечает партнер «Кульков, Колотилов и партнеры» Николай Покрышкин.