Взяли груз на себя
ЮУЖД — о возможностях системы «одного окна» для грузоотправителей
Транспортно-логистический блок в структуре Российских железных дорог — это целый комплекс организаций, отвечающих за грузоперевозки, постоянно взаимодействующих между собой и выполняющих единую задачу — обеспечить доставку товара клиента в пункт назначения в запланированные сроки с оптимальными затратами и без риска для сохранности груза. Чтобы эффективнее развивать это направление и сделать оказание услуг еще более удобным для грузоотправителей, на Южно-Уральской железной дороге, как и других дорогах, открылся Центр продажи услуг, который позволил вывести обслуживание клиентов на новый уровень.
С момента открытия в новый единый офис поступило уже более 1800 обращений. При этом клиентам не нужно ходить по разным подразделениям и тратить время на выяснение того, какая именно организация будет работать с их запросами, достаточно просто сформулировать потребность. «В целом принцип тот же, по которому сегодня работают банки и многофункциональные центры, — рассказывает начальник Южно-Уральского территориального центра фирменного транспортного обслуживания Олег Полеев. — Организации, отвечающие за работу с клиентами по транспортно-логистическому направлению, находятся в одном месте, что значительно упростило межведомственное взаимодействие. В итоге клиент получил более быстрое и качественное решение его задач и проблем, а нам, благодаря работе в едином офисе, удалось внедрить новые технологические решения, которые позволили более эффективно использовать имеющиеся ресурсы».
Открытие Центра продажи услуг Южно-Уральской железной дороги состоялось в октябре прошлого года, и с того времени удалось привлечь дополнительно более 220 тыс. т грузов различного назначения, что эквивалентно среднесуточному объему погрузки всей ЮУЖД. Характер поступающих обращений довольно разнообразный — от вполне типовых, требующих участия одного-двух специалистов, до сложных индивидуальных кейсов, для решения которых приходится создавать полноценный проектный офис.
Одной из таких задач стала контейнеризация экспортных перевозок хризотилового асбеста — материала девятого класса опасности.
«Предприятий, которые производят этот продукт, у нас в стране немного, два из них находятся на Урале, в частности, одно — в зоне ответственности Южно-Уральской железной дороги, — рассказывает Олег Полеев. — При этом ситуация такова, что основной объем экспортных грузов перевозится железнодорожным транспортом в одних и тех же направлениях, одним из которых является Новороссийск. Для грузоотправителя важно обеспечить своевременность поставок — для него это гарантия стабильной работы и сохранения отношений с потребителями. Поиск решения этой задачи и последующая работа над проектом растянулась на месяцы. Нам пришлось детально изучить логистику предприятия».
В результате решение было найдено. Специалисты центра разработали схему, которая позволяет производителю осуществлять погрузку не в крытых вагонах с последующей перетаркой в порту, а сразу в контейнерах. Это позволило не только избежать дополнительных логистических затрат, но и решить проблему с инфраструктурными ограничениями: когда станция не справляется с потоком поступающих грузов, контейнеры позволяют, не доезжая до нее, осуществлять доставку на другую ближайшую станцию, открытую для выполнения этих операций. «Прогнозируя ситуацию, можно произвести выгрузку не в Новороссийске, как запланировано, а в Краснодаре, а затем с помощью мультимодальных перевозок автомобильным транспортом доставить в планируемый пункт назначения непосредственно к судну», — говорит Олег Полеев. По его словам, в ближайшее время разработанная технология перевозки будет применена на практике.
Важное направление работы Центра продажи услуг — изучение рынка и поиск клиентов. Специалисты офиса, работающего по принципу «одного окна», не останавливаются на работе с «входящими» заявками, они сами выходят на потенциальных клиентов, рассказывая им о новых возможностях и преимуществах перевозок, предлагаемых РЖД.
«Рынок диктует условия, конкуренция требует новых решений, — комментирует Олег Полеев. — Сегодня мы можем перевозить самые различные грузы, не ограничиваясь только железнодорожным транспортом, но и тралами, автомобилями, можем привлекать подрядчиков для речных перевозок». Среди перспективных направлений развития рынка железнодорожных грузоперевозок Южного Урала в ЮУЖД выделяют сегменты зерна, металлоконструкций и сегмент лесоматериалов, который ранее был мало охвачен ЖД-транспортом.
Потребность в перевозках у производителей зерна выросла после того, как в 2017 году правительство РФ приняло решение о компенсации железнодорожных тарифов на ряде направлений. Это позволило многим поставщикам зерна получить выход на экспортные рынки, что привело к дефициту подвижного состава: того парка зерновозов, который закрывал потребности производителей, стало не хватать. «Задача заключалась в том, чтобы в этих условиях принять максимум грузов, предлагаемых к перевозке. В результате был разработан ряд технологических решений, которые упростили работу и нам, и нашим клиентам. Это, в частности, решение «Грузовой экспресс», которое было запущено в мае в Оренбургской области, в июне — в Курганской. Оно предусматривает формирование пула небольших грузоотправителей, которые поодиночке не могут формировать маршруты в короткие сроки, однако везут грузы в одних и те же направлениях. Их грузополучатели находятся либо в районе Ростова-на-Дону и Новороссийске, либо в Санкт-Петербурге, либо в портах Астрахани. Объединив этих отправителей, мы смогли ускоренно доставлять их грузы совместно до узловой станции, где их расформировывают. В итоге это позволило при нормативном сроке доставки до семи суток фактически добиваться транспортировки по специализированному разработанному расписанию за два дня», — рассказал Олег Полеев. Сокращение сроков доставки стало существенным плюсом как для грузоотправителей, так и для операторов. Последние получили сокращение времени оборота вагонов, что позволило им задействовать их для следующих отправок.
В ряде случаев в результате применяемых железнодорожниками решений удалось минимизировать затраты предприятий-клиентов на содержание дополнительных структурных подразделений, отвечающих за погрузку. Задача клиента в таком случае — обеспечить подвоз груза.
Весь сервис по предоставлению подвижного состава, погрузке, подготовке вагонов, транспортировке и логистике мы берем на себя, создавая для клиента такие условия, которые избавляют его от необходимости в непрофильных подразделениях и активах и позволяют сосредоточиться на своей основной деятельности, например, добыче полезных ископаемых, — объясняет Олег Полеев.
Такой подход позволил охватить железнодорожными перевозками те грузы, которые ранее компании перевозили преимущественно автомобильным транспортом.