«Интауголь» не выбрался из убытков
Власти Коми констатировали закрытие шахты
Власти Коми не сумели вывести на безубыточность градообразующую компанию «Интауголь» или найти на нее покупателей. Теперь шахту ликвидируют, однако вопрос о трудоустройстве рабочих и будущем моногорода Инты пока не решен. Рассматриваются варианты перевода части шахтеров в Воркуту и создания в Инте территории опережающего развития.
Совет директоров АО «Интауголь» принял решение закрыть предприятие, сообщает пресс-служба правительства Коми. Об этом было объявлено на встрече главы республики Сергея Гапликова и гендиректора компании Игоря Раюшкина.
АО «Интауголь» было создано в 2016 году на базе банкрота АО «Шахта "Интауголь"», вовлеченного в коррупционный скандал вокруг бывшего главы Коми Вячеслава Гайзера. Предполагалось, что новая компания будет продана с торгов, но инвесторов так и не нашлось. Для безубыточной работы компания «Интауголь» должна была, по расчетам руководства и местных властей, добывать 3,5 млн тонн угля в год, тогда как последние годы добывала около 1 млн тонн, а в 2017 году из-за простоев и нехватки финансирования добыла всего 300 тыс. тонн. При этом, как отметил Игорь Раюшкин, 70% продукции — это марка ДСШ (то есть мелкая, быстро сгорающая фракция), и текущая добыча покрывает лишь половину затрат компании.
Основной потребитель угля компании — Череповецкая ГРЭС ПАО «ОГК-2» (входит в «Газпром энергохолдинг», ГЭХ), удаленная от шахты примерно на 2 тыс. км. При этом энергокомпания покупала уголь по цене 570 руб. за тонну ($9), тогда как себестоимость продаж «Интаугля» — 970 руб. на тонну (около $15), что давало убыток в 400 руб. с каждой тонны, рассказал вице-премьер правительства Коми Николай Герасимов. Работа до конца года, по его словам, принесла бы 480 млн руб. убытка. При этом ГЭХ давно хотел закрыть Череповецкую ГРЭС, сейчас она работает в вынужденном режиме по теплоснабжению (вводится для дорогой, но нужной для энергосистемы или теплоснабжения генерации) до 2021 года, «Системный оператор» (диспетчер энергосистемы) уже разрешил вывести станцию по электроэнергии. В Минэнерго и «Газпром энергохолдинге» от комментариев отказались.
Проблема с закрытием шахты в том, что «Интауголь» — градообразующее предприятие. Сейчас задолженность по зарплате для работников (около 1,5 тыс. человек) закрывается за счет субсидий «Корпорации развития Республики Коми». В 2016–2017 годах регион выделил на поддержку «Интаугля» около 1 млрд руб. После того как в июне 2017 года Сергей Гапликов доложил о сложной ситуации премьеру Дмитрию Медведеву, правительство выделило из резервного фонда еще 1,2 млрд руб. на погашение долгов предприятия по зарплате и соцобязательствам. Для поддержки шахты рассматривалось субсидирование поставок угля на Череповецкую ГРЭС, а также создание территории опережающего развития «Инта» — в Минэкономики подтвердили “Ъ”, что готовы рассмотреть такую заявку.
Денис Федоров, глава «Газпром энергохолдинга», 15 мая «Интерфаксу»
Если перевести вообще все на ядерную энергетику и на газ, тогда нужно думать, что делать с этими угольными регионами. И с шахтерами
Сейчас власти региона говорят в основном о переселении шахтеров «Интаугля» в Воркуту. Гендиректор «Воркутаугля» (входит в «Северсталь» Алексея Мордашова) Сергей Лихопуд заверил, что компания «готова подставить плечо интинским шахтерам и предоставить им возможность пройти обучение либо получить новую, востребованную на шахтах компании специальность, а также дальнейшее трудоустройство». По словам источника “Ъ”, знакомого с ситуацией, «речь идет о нескольких сотнях человек». Согласно протоколу совещания у главы Минэнерго Александра Новака от 7 февраля, стоимость переселения всех жителей Инты оценивается в 30 млрд руб.
«Себестоимость "Интаугля" высокая из-за недоинвестирования производства и неумелого менеджмента»,— считает источник “Ъ” среди угольщиков. «Никто не ожидал, что компания сможет восстановиться»,— добавляет другой собеседник “Ъ” в отрасли. Для сравнения, у крупнейшего производителя энергоугля в РФ СУЭК себестоимость продаж в 2017 году составляла 796 руб. ($14) на тонну, еще в среднем $7 на тонну составляли расходы на транспортировку угля по железной дороге. Но уголь СУЭК и «Интаугля» сложно сравнивать — у первой компании он качественнее и продается по более высоким ценам, отмечает Максим Худалов из АКРА. Уголь ДСШ сложно продавать: котельные не берут его из-за быстрого сгорания, электростанции — только с дисконтом, а в случае Череповецкой ГРЭС под боком есть промотходы «Воркутаугля», которые вполне заменяют ДСШ, к тому же будут дешевле по логистике, указывает господин Худалов. «В ликвидации компании, к сожалению, нет ничего удивительного»,— резюмирует эксперт.