Отечественный софт медленно обновляется
Зарубежные продажи разработчиков растут быстрее внутрироссийских
Совокупные продажи российских разработчиков софта по итогам 2018 года впервые достигнут 1 трлн руб., прогнозирует ассоциация «Руссофт». При этом в 2017 году рост рынка составил всего 4%, а его объем достиг 834 млрд руб. Аналитики связывают это с замедлением процесса импортозамещения в сфере ПО.
Совокупный объем продаж российских компаний—разработчиков софта в 2017 году вырос на 19% и составил $14,3 млрд, подсчитали в ассоциации «Руссофт». В рублевом выражении рост составил 4%, рынок достиг 834 млрд руб. Совокупные продажи на внутреннем рынке выросли до 321 млрд руб., то есть всего на 9% по сравнению с 34% в 2016 году. Это связано с замедлением процесса импортозамещения, полагают в «Руссофте». По прогнозу ассоциации, совокупный оборот российских софтверных компаний в 2018 году может превысить 1 трлн руб., а зарубежные продажи достигнут $10 млрд.
Значительная часть продаж ПО в России приходится именно на закупки госорганов и госкомпаний, поэтому и рост объема продаж говорит не об успехе фирм-разработчиков, а о том, какой объем денег был выделен госструктурами на закупку софта, добавляет собеседник “Ъ” в IT-отрасли. При этом, по данным IDC, общие продажи софта в России выросли на 19% в долларах и только на 3,5% в рублях.
Это значит, что российские софтверные компании нарастили продажи на внутреннем рынке больше, чем иностранные, делают вывод в «Руссофте».
За рубежом совокупные продажи российских компаний составили $8,8 млрд, что на 16% больше, чем годом ранее. В «Руссофте» уточняют, что при подсчете этого показателя учитываются в том числе продажи «условно российских компаний», то есть тех, которые имеют основной центр разработки в России, основаны в России и управляются бывшими или нынешними россиянами. Зарубежные продажи аутсорсинговых компаний в 2017 году росли чуть быстрее, чем у разработчиков готовых тиражируемых решений. Авторы отчета связывают это с девальвацией рубля, из-за которой средняя зарплата программистов в России снизилась в долларовом выражении после 2014 года.
Несмотря на восстановление внутреннего рынка, компании, ориентированные в первую очередь на западный рынок, по-прежнему доминируют, следует из отчета. Так, оборот компаний, у которых более 50% выручки приходится на продажи за рубежом, выше, чем у разработчиков, которые свыше половины выручки получают от работы на российском рынке. Среди российских компаний, активно ведущих продажи за рубежом, в основном крупные игроки наподобие «Лаборатории Касперского» или Luxoft, если исключить их, объем российского экспорта был бы значительно ниже, добавляет собеседник “Ъ” на рынке софта. Большой вопрос, можно ли считать это российским экспортом, если деньги от продаж не поступают в Россию, рассуждает он.
Кто предлагает решения в сфере кибербезопасности
Выбор поставщиков решений в сфере кибербезопасности на российском рынке значительно уже, чем на мировом, следует из мартовского отчета американской Cisco. Так, 64% российских компаний используют продукцию максимум пяти вендоров из этой области, тогда как в мире этим ограничиваются только 30% организаций. Крупные иностранные компании не всегда заинтересованы выходить на российский рынок с жесткими регуляторными требованиями, а отечественных разработок пока немного, объясняют эксперты.