На бизнес возложена лесная ответственность
Строителей транспортной и энергетической инфраструктуры обяжут компенсировать порубки
Госдума одобрила поправки в Лесной кодекс, впервые обязывающие компании платить за восстановление лесов при разработке месторождений, прокладке трубопроводов и других строительных мероприятиях. Расходы пользователей на проведение компенсационных посадок оцениваются в сумму свыше 887,2 млн руб. ежегодно. Предполагается, что изменения позволят восстановить «огромные площади леса» и снизят нагрузку на федеральный бюджет. При этом как депутаты, так и лесопромышленники говорят о перспективах создания нового рынка услуг.
Во вторник Госдума приняла в третьем чтении поправки в Лесной кодекс РФ, обязывающие пользователей восстанавливать леса в объемах, равных их вырубке. Речь, в частности, идет об использовании леса при строительстве, разработке месторождений, переработке древесины, а также прокладке трубопроводов и других линейных объектов.
Согласно документу, лесопользователи обязаны провести компенсационные посадки в том же субъекте РФ не позднее чем через год после рубки. Кроме того, компенсировать леса придется при переводе земель в другую категорию (за исключением случаев перевода земель лесного фонда в категорию особо охраняемых природных территорий).
Предполагается, что расходы лесопользователей на проведение компенсационных посадок составят свыше 887,2 млн руб. ежегодно. Документ предусматривает проведение подобных мероприятий на лесных участках, переданных в аренду, постоянное бессрочное и безвозмездное пользование. В Рослесхозе пояснили, что сейчас лесовосстановлением занимаются лишь компании, которым участок передан в аренду, в то время как на остальных лесных территориях мероприятия осуществляются из средств федерального бюджета. Изменения помогут сократить площадь, требующую восстановления леса за счет бюджета.
По данным ведомства, около 150 тыс. га ежегодно изымается для нужд недропользователей и под строительство линейных объектов.
«Огромные площади леса вырубаются как раз при строительстве транспортной и энергетической инфраструктуры, при разработке полезных ископаемых,— заявила заместитель председателя Госдумы Ольга Тимофеева, выступая на пленарном заседании.— Теперь для всех начнет действовать жесткий принцип: сколько вырубил — столько посади, ту же площадь на территории того же региона. Закон позволит восстановить огромные площади леса».
Для сохранения природных ресурсов России было бы оптимальнее, если бы законопроект предусматривал лесоразведение на тех участках, где его изначально не было, например на заброшенных полях, считает руководитель лесной программы WWF России Николай Шматков. «Дело в том, что строительство линейных сооружений происходит в тех регионах, где с восстановлением леса проблем никаких нет: любой заброшенный участок на севере Сибири или на Дальнем Востоке так или иначе зарастет лесом»,— отмечает он. Также, по словам господина Шматкова, документ не предусматривает дополнительные меры по уходу за восстановленным лесом: «Надо же не просто отчитаться: вырубили, посадили саженцы, а они потом погибли». С ним согласен руководитель лесного отдела «Гринписа России» Алексей Ярошенко: «Если уход не обеспечивается, в абсолютном большинстве случаев вырубки, гари и другие тому подобные участки зарастают тем же, чем они заросли бы при полном отсутствии лесовосстановления». Если этот фактор не будет учитываться при посадке лесов, то результаты «будут такими же плачевными, как сейчас», отмечает эксперт.
Представители лесопромышленной отрасли ранее отмечали положительный эффект: поправки приведут к появлению рынка услуг по лесовосстановлению, что положительно повлияет на объемы и качество работ (см. “Ъ” от 10 января). Об этом же говорит глава думского комитета по природным ресурсам Николай Николаев: «Компаниям придется либо организовывать собственные подразделения, либо привлекать специализированные компании, обеспечивающие качественное проведение работ, выращивать посадочный материал лесных растений и информировать о своей деятельности на сайтах органов власти».
В лесах дрова вытесняют бревна
Из-за климатических изменений российские леса горят чаще, ущерб от пожаров растет, как и количество вредителей и болезней, хвойные породы постепенно заменяются лиственными, объем лесозаготовок увеличивается, но доходы сектора снижаются. Об этом российские ученые рассказали на конференции ООН по климату в Бонне. Отрасль требует адаптации к изменениям — перехода на интенсивную лесохозяйственную модель, усилий по лесовосстановлению, а также развития «лесных» климатических проектов бизнеса.