К банкротству наводят мосты
Банк ВТБ намерен признать совладельца АО «Волгомост» Туфана Садыгова несостоятельным
В арбитражный суд Москвы подано заявление о банкротстве соучредителя саратовского АО «Волгомост» Туфана Садыгова. Дело принято к рассмотрению, но сумма претензий судом пока не раскрывается. Известно, что многие активы господина Садыгова испытывают финансовые трудности. «Волгомост» уже два года находится в процедуре наблюдения, к компании предъявлены требования на порядка 20 млрд руб. Эксперты отмечают, что в такой ситуации шансы, что господин Садыгов будет признан несостоятельным, очень высоки.
В арбитражный суд Москвы подано заявление о банкротстве бизнесмена, совладельца АО «Волгомост» Туфана Садыгова. В суд с иском обратилось ПАО «Банк ВТБ», сумму требований в арбитражном суде не сообщают, однако дело уже принято к рассмотрению. Ранее у господина Садыгова никаких споров с банком ВТБ не было.
Туфан Садыгов, специализировавшийся на уборке снега и ремонте дорог в Москве, стал опосредованным совладельцем зарегистрированной в Саратове крупной строительной компании «Волгомост» в 2014 году, когда акции предприятия перешли от зарегистрированных на Кипре офшоров в собственность небольших компаний из Москвы и Подмосковья — ОАО «Дмитровский автодор» (19,92%), ТД «Автотрансстрой» (14,58%), производственное предприятие «Устой» (19,63%), АО «Клинское ДРСУ» (19,69%) и «Подрезково технопарк» (19,92%). Господин Садыгов был соучредителем двух первых компаний, он же контролирует «Клинское ДРСУ». В АО «Волгомост» он был избран председателем совета директоров. В 2016 году его сменил Сергей Зинченко, господин Садыгов остался членом совета.
Сейчас Туфан Садыгов возглавляет ООО «Объединенное мостостроительное предприятие» (строительство мостов и тоннелей) и является совладельцем ООО «Компания КАСТ» (деятельность в сфере развлечений) и ООО «СДС карьер» (добыча песка и камня).
Само же саратовское АО «Волгомост» с 2016 года находится в процедуре наблюдения по заявлению столичного ООО «Москоу Лигал Финанс Комани» и саратовского ООО «Сплав». Требования только банковских структур составляют порядка 10 млрд руб. При незакрытом реестре кредиторов сумма предъявленных к компании претензий составляет порядка 20 млрд руб. Уставный капитал АО официально составляет 56,69 млн руб., а общая номинальная стоимость обыкновенных акций (75%) — 42,52 млн руб., привилегированных акций (25%) — 14,17 млн руб.
Как писал „Ъ“, процедура банкротства стартовала еще в 2015 году, притом что еще в 2014‑м «Волгомост» был одним из крупнейших в РФ мостостроительных предприятий, активно наращивал строительство автомобильных дорог. В компании трудилось порядка 5 тыс. человек, в портфеле заказов находился 21 объект общей суммарной стоимостью более 85 млрд руб.
В 2016 году состоялась забастовка трудового коллектива филиала компании — Мостоотряда № 8 — в связи с трехмесячной невыплатой зарплаты. До начала забастовки в филиале было сокращено около 480 человек, бастовать вышло более 200 человек, общий долг по зарплате составлял около 27 млн руб. Конкурсное производство пока не введено. Согласно отчетности за 2016 год, темп роста выручки компании упал на 53%. Выручка в 2016 году составила 3,1 млрд руб. против 6,8 млрд руб. в 2015 году, чистый убыток вырос до 865,3 млн руб., тогда как годом ранее был менее 500 тыс. руб. Отчетность за 2017 год еще не опубликована.
Не в лучшем состоянии находятся и другие активы господина Садыгова. Ликвидируются ООО «Союздорстрой» и АО «Дмитровский автодор», где бизнесмен имел крупные доли, уже ликвидирована компания «Стройлайнком», где Туфан Садыгов был директором.
Источник „Ъ“ сообщает, что сам предприниматель может быть вовлечен в тяжбы с «Агентством по страхованию вкладов», которое выступает конкурсным управляющим ООО «Центркомбанк», где совладелец «Волгомоста» занимал $2 млн под поручительство АО «Волгомост». Связаться с самим господином Садыговым „Ъ“ не удалось.
На официальном сайте АО «Волгомост» сообщает, что стоимость его чистых активов на конец 2017 года составляет 1,15 млрд руб. (против 3,858 млрд руб. годом ранее), однако глава компании «Технологии антикризисного менеджмента» Юрий Пужалин оценивает шансы совладельца АО Туфана Садыгова избежать личного банкротства как весьма незначительные.
«В банкротстве акции компании ничего не стоят, к приведенной стоимости чистых активов я бы лично отнесся критически. Конечно, многие имеют что-то через различные схемы владения, через третьих лиц, но сегодня бенефициаров достают даже из офшоров. Многое, конечно, зависит от величины требования, но если она значительна, то банкротство гражданина в данном случае неизбежно», — отмечает господин Пужалин.
По словам экспертов „Ъ“, банкротство позволит господину Садыгову избавиться от долгов, в том числе возникших из-за поручительств по кредитам, однако могут возникнуть сложности с оформлением займов в дальнейшем.
По мнению профессора кафедры экономической безопасности Саратовского государственного социально-экономического института РЭУ им. Плеханова Дмитрия Удалова, банкротство компании совсем не обязательно будет связано с банкротством господина Садыгова. «В целом в современной России банкротство — довольно комфортная процедура, и наверняка юристы основного владельца «Волгомоста» подготовились к тому, чтобы провести ее с минимальными потерями. Возможно, это также и ход для того, чтобы отсечь наиболее назойливых кредиторов», — отмечает господин Удалов.
Эксперты также не считают, что уход АО «Волгомост» в случае банкротства может серьезно изменить конфигурацию рынка, так как в последнее время компания уже получает все меньше государственных заказов.