Кандидат со снятой оппозиционностью

Как Андрей Клычков идет на выборы губернатора

“Ъ” начинает серию репортажей из регионов, где пройдут выборы в ближайший единый день голосования. Врио губернатора Орловской области 38-летний Андрей Клычков — единственный глава региона—коммунист, которому в сентябре предстоит идти на выборы. Выдвинула его КПРФ, а «Единая Россия» поддержала. Область господину Клычкову досталась по партийному «наследству» от Вадима Потомского, ныне заместителя полпреда в Центральном федеральном округе. В «нагрузку» господин Клычков получил экономические проблемы и стойкое неприятие «варягов» в Орле. При этом коммунист ведет почти незаметную кампанию и не говорит о повышении пенсионного возраста — инициативе федерального правительства, которую поддерживает только «Единая Россия». Но его избранию это вряд ли помешает.

Курировавший выборы КПРФ в Москве Андрей Клычков решил избраться губернатором Орловской области традиционными методами

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

«Я занимаю госдолжность и должен доносить до людей политику власти»

В Андрее Клычкове сейчас сложно опознать человека, который год назад был лидером фракции КПРФ в Мосгордуме и собирался бороться на выборах мэра с Сергеем Собяниным. Он ведет себя как типичный врио губернатора, назначенный президентом и нуждающийся лишь в подтверждении статуса через голосование. Формально кампания по повышению его узнаваемости идет: многие районы Орловской области в нынешнем году отмечают 90-летие со дня образования, и глава региона по несколько раз в неделю отправляется их поздравлять. «Сидеть в кабинете он не любит. А вот поехать поговорить с людьми — это его. Он отлично общается с самыми разными, особенно неуравновешенными людьми»,— делится впечатлениями подчиненный врио главы.

В самом конце июня Андрей Клычков приехал на день рождения района в небольшой райцентр Залегощь. Дата была некруглая, муниципалитету исполнилось лишь 83 года, но праздник устроили с размахом, на футбольном поле. Актриса в образе императрицы Екатерины Второй со сцены зачитывала указ об основании поселения. Врио наблюдал за этим с первого ряда кресел, установленных на линии штрафной, вместе со спикером облсовета и лидером орловской «Единой России» Леонидом Музалевским.

По обеим сторонам поля раскинулась ярмарка. На выставке сельских поселений в палатках стояли тарелки с блинами, пирогами, бутербродами, а также прохладительными и не очень напитками. «Ничего есть не положено, пока начальство не пройдет. Да, губернатор и те, кто с ним»,— строго сообщила корреспонденту “Ъ” наряженная в кокошник обитательница одной из палаток. «А после мы сами сядем и все это съедим»,— делились планами люди из соседней палатки, в которой лежал огромный запеченный гусь. С противоположной стороны поля царила анархия. «А кто там приехал? Губернатор? Да и хрен с ним. Заверни парню два с капустой»,— сказала одна продавщица пирожков другой, услышав, что ведущий зовет Андрея Клычкова на сцену.

Вручив награды нескольким десяткам местных жителей, господин Клычков прошел весь левый фланг, но так и не завернул на правый. «А вот Егор Семеныч (Строев, экс-губернатор и бывший спикер Совета федерации, руководивший Орловской областью более 20 лет.— “Ъ”) в этих случаях всегда начинал окружающих угощать!» — с укором проговорил местный журналист. «Посмотри, не губер, а какой-то пацан!» — сказал местный житель своей жене. Но когда Андрей Клычков подошел к ним, мужчина радостно заверил его в своей поддержке.

«Лицемерия тут много, но и в этих условиях можно работать»,— сказал “Ъ” Андрей Клычков. За все время праздника он публично не пообещал ничего серьезнее, чем поиграть в хоккей с местной командой. Как и все губернаторы, он отказывается считать эти мероприятия агитацией. «Я принял решение не уходить в отпуск. Выборы выборами, а работу останавливать нельзя»,— выдал он “Ъ” стандартную фразу почти любого кандидата от власти. Применяет он и другие клише. В середине июня местный правозащитник Дмитрий Краюхин снял на видео собрание сельских депутатов в райцентре Шаблыкино, куда они съехались, чтобы поставить подписи в поддержку господина Клычкова. Люди прятали от камеры лица и отказывались подробно рассказывать о цели своего приезда. «А почему вы решили, что тут применялся административный ресурс? Меня поддержали две партии, представляющие их депутаты приехали, чтобы подписаться за меня. Что здесь не так?» — недоумевал в беседе с “Ъ” коммунист.

Главную тему КПРФ нынешнего лета — протест против пенсионной реформы — Андрей Клычков эксплуатировать не собирается, хотя обком партии уже начал проводить в регионе пикеты против нее. На вопрос “Ъ” об отношении к реформе господин Клычков сказал: «Я сейчас вернусь». После этого он ушел вместе с небольшой свитой в расположенную рядом с футбольным полем рощу. В течение минимум часа глава региона оттуда не показывался, а выходившие из зеленых насаждений люди говорили, что скорого возвращения чиновников ждать не стоит, так как «они уже кричат "Ура!", но пока даже не троекратное». На следующий день во время почти такого же праздника в райцентре Нарышкино господин Клычков признал, что ему приходится непросто с пенсионной темой: «С одной стороны, я член КПРФ, у партии есть позиция, и отказываться от нее я не собираюсь, с другой — я занимаю государственную должность и должен проводить и доносить до людей политику власти». Врио губернатора считает, что реформа нуждается в «большей проработке»: «Примитивно сводить ее суть к двум цифрам — возрасту выхода на пенсию и увеличению ее размера. Все гораздо сложнее. К примеру, наш регион имеет низкую экономическую базу, но при этом больше трети населения — пенсионеры. Здесь последствия реформы будут тяжелее, чем в более благополучных субъектах». Однозначно на вопрос, поддерживает он реформу или нет, господин Клычков так и не ответил.

В наружной агитации принадлежность Андрея Клычкова к КПРФ также пока не просматривается. На единственном обнаруженном “Ъ” предвыборном билборде на главной магистрали Орла — Комсомольской улице — врио губернатора изображен на синем фоне и со слоганом «Развитие. Честность. Результат». В команде господина Клычкова продолжает заниматься политическими вопросами руководитель администрации губернатора Вадим Соколов, которого в обкоме КПРФ считают едва ли не злейшим своим врагом. «От любви до ненависти один шаг. Надо оценивать людей по профессиональным качествам»,— оценил подчиненного Андрей Клычков. Судя по всему, не пригодится ему в Орле и другой оппозиционный опыт. За день до его приезда в Нарышкино из местной колонии освободился Олег Навальный, брат оппозиционера Алексея Навального. В конце 2011 года Андрей Клычков стоял с этим политиком на одной сцене на Болотной площади, а в 2018-м демонстрировал, что даже не в курсе его приезда в Орловскую область.

Чем известен Андрей Клычков

Смотреть

«Клычков не производит новости»

Врио губернатора столкнулся с уже традиционной для Орла неприязнью к «варягам». «Раньше у нас даже гордились, что Орловская область — родина лидера партии Геннадия Зюганова. Мол, большого политика вырастили. А сейчас это все чаще воспринимается как проклятие. Сколько к нам еще "красных" гастролеров пришлют? Сначала был Потомский, у которого люди чуть ли не из кабинетов в СИЗО ехали, а теперь этот парень с испуганными глазами»,— делится впечатлениями один из местных бизнесменов. Ближайший сподвижник и советник Андрея Клычкова белгородский блогер Сергей Лежнев регулярно становится мишенью для критики в местных СМИ, а приглашенных господином Клычковым чиновников критикуют за «синдром белого человека». «К примеру, Иван Залогин. Приехал курировать медицину. И всем рассказывает, что мы тут, мол, в 2003 году застряли, езжайте учитесь, раз своего ума нет. Конечно, никого это не обрадует»,— говорит один из депутатов регионального парламента. Со схожим недовольством сталкивался и самый известный из назначенцев Андрея Клычкова — режиссер Юрий Грымов. Он полгода проработал советником главы региона по культуре. В интервью “Ъ” он говорил о самых разнообразных масштабных планах — от приглашения в город группы «Любэ» до проведения фестиваля длиной в месяц. Однако в начале июля, сразу после ухода в отставку, главным своим достижением господин Грымов назвал проведение выездных экскурсий в Орле для детей из сельских районов. «Один в поле не воин. Орел может стать культурным центром, но для этого нужна сильная команда, у которой будет одна цель — развитие культуры»,— заявил он местным СМИ.

При этом Андрей Клычков резко отличается от своих предшественников почти полным отсутствием как скандалов, так и громких персональных достижений. Он возглавляет Орловскую область уже десять месяцев. К этому сроку единоросс Александр Козлов (управлял регионом в 2009–2014 годах) уже активно занимался приватизацией госсобственности, которая впоследствии вылилась в уголовные дела, а сменивший его Вадим Потомский уже прославился неоднозначными назначениями и эпатажными заявлениями. На вопрос о значительных управленческих достижениях господина Клычкова его подчиненные ответили только упоминанием о 250 млн руб., переданных мэрией Москвы на благоустройство Орла. «Клычков не производит новости. С одной стороны, это хорошо, но с другой — он же первое лицо области. Укажи на ребра жесткости, дай направление, куда идти! Ничего подобного. Приезжает он в Орловский госуниверситет, и его ведут в музей студенческих поделок. При этом самих студентов там нет. Зачем? Почему? Показать больше нечего? Притом он сам не делает никаких заявлений, в которых есть что-то отличное от формулы "за все хорошее, против всего плохого"»,— говорит местный журналист.

В конце июня пресс-служба губернатора распространила по СМИ поздравление с днем партизан и подпольщиков. В Орле его легко можно принять за троллинг или полное непонимание ситуации. Регион традиционно считается гиблым местом для «варягов», которых местные нередко иначе как оккупантами не называли. Тему противостояния «варягам» пытается эксплуатировать самый статусный соперник Андрея Клычкова — выдвинутый «Российским общенародным союзом» депутат облсовета и фактический владелец «Лесоторговой» (крупнейшей базы строительных товаров в Орле) Виталий Рыбаков. «Клычков и его люди строят карьеру, хотят расти. Понятное человеческое желание. Но нам-то тут жить! И я, как человек с большим управленческим опытом, вижу, что еще одно варяжское правление область не переживет!» — говорит он “Ъ”.

Фактически вторым политиком региона Виталий Рыбаков стал при предшественнике Андрея Клычкова — Вадиме Потомском. В 2014 году он попытался составить тому конкуренцию на выборах губернатора, но его кандидатура была отозвана Народной партией России, а сам бизнесмен стал фигурантом сразу нескольких уголовных дел, от которых ему удалось отбиться лишь недавно. Рассказывая о кампании, господин Рыбаков постоянно возвращается к противостоянию с Вадимом Потомским. «Ведь его люди продолжают работать и при Клычкове. Окружили, обволокли его и продолжают решать свои вопросы»,— говорит он. Во время беседы с “Ъ” один из телефонов депутата буквально разрывается от звонков. Он говорит, что это звонят многочисленные муниципальные депутаты, получившие обращение господина Рыбакова с просьбой отдать подпись за него: «Направил каждому этот документ. Лично подписывал и штамп ставил. Рука почти отсохла». При этом не покидает ощущение, что он каждый раз беседует с одним и тем же человеком: депутат отвечает одними и теми же фразами, беседы длятся почти одинаковое время, а на том конце провода он, очевидно, не встречает никакого разнообразия вопросов или недоумения. «Мы занимаемся, собираем подписи, а сдавать я их буду вечером 7 июля, в последний отведенный для этого законом день»,— говорит бизнесмен. Виталий Рыбаков утверждает, что постоянно получает доказательства того, что депутатов заставляют не поддерживать его. «Пришел депутат горсовета Орла, буквально чуть не плачет. Говорит, вызвал Музалевский, отвел к Соколову, а тот прозрачно дал понять, что надо подписаться за Клычкова. А он муниципальный служащий, человек зависимый, как отказать?» — приводит он типичный пример.

Леонид Музалевский назвал эти обвинения не соответствующими действительности. «Я специально дистанцировался от этих "фильтров" и выборов. А Рыбаков просто прикрывает свою немощь. С прошлых выборов губернатора кануло больше трех лет. Что мешало за это время провести нужное количество муниципальных депутатов? В средствах ведь он не стеснен»,— говорит единоросс.

Конкуренты господина Рыбакова утверждают, что его представители предлагают за подпись сельского депутата 30 тыс., а районного — 50 тыс. руб. Это отрицает уже сам бизнесмен: «Я же понимаю, что за мной двойной контроль. Не только от штаба Клычкова, но и от людей в погонах. Зачем так подставляться? Поэтому я наотрез отказывался от таких предложений, хотя они, конечно, были». По его словам, губернатору «и статистам» подписи «собирает аппарат губернатора и орготделы»: «Поэтому проблем с фильтром у них не будет». Впрочем, в КПРФ уверены, что их не окажется и у самого Виталия Рыбакова.

«Он же явно не хочет его проходить. Скажет, что не дали собрать, и уйдет с гордо поднятой головой. Рыбаков — неглупый и расчетливый человек. Он прекрасно понимает, что фильтр можно собрать только при поддержке "Единой России" или КПРФ, а они уже поддержали Клычкова. По нашей информации из сельских районов, там нет никакой активности людей Рыбакова по сбору подписей. Да и посмотрите даже на расходы по его официальному избирательному счету. В какой-то момент там было потрачено 460 руб., притом что на подписи официально нужно минимум 15 тыс.»,— доказывает несостоятельность обвинений со стороны Виталия Рыбакова сенатор Василий Иконников, возглавляющий обком КПРФ. Бизнесмен, впрочем, отвергает и это: «Я уже научен горьким опытом прошлых выборов и выверяю с юристами каждую букву». В конце беседы Виталий Рыбаков выдает еще один мотив своего участия в кампании: «Да, я заработал денег. Мне сейчас 56 лет. А они, слава богу, лет в 40 стали для меня не целью, а инструментом. Я хочу, чтобы мое мнение услышали. Да и чем мне сейчас всерьез заниматься? Для крупных инвестиций совсем не время». Виталий Рыбаков уверен, что если избирком и региональная администрация «не будут поступать по-собачьи», то он пройдет муниципальный фильтр. «Я думаю, что по-честному Клычков может набрать свои 30%, а я — 40% голосов. Если будет сильно меньше? Значит, надо подключать прокуратуру и Следственный комитет»,— убежден он.

Как голосовала Орловская область

Смотреть

«Прекрасный материал для научного обобщения»

Единственным статусным кандидатом, готовым использовать тему повышения пенсионного возраста, оказался депутат облсовета от «Справедливой России» 36-летний топ-менеджер IT-компании «Интерпроект» Руслан Перелыгин. «Мы готовы критиковать эту реформу открыто и публично»,— говорит он. О том, зачем ему понадобилось выдвигаться в губернаторы, господин Перелыгин рассказывает на примере местного Арбата — пешеходной улицы Ленина. «Посмотрите — между крышами поперек улицы висят эти ужасные провода, сама улица тоже выглядит не сильно презентабельно»,— рассказывает справоросс и показывает на огромные прямоугольные каменные клумбы. Они появились посреди улицы во время ее реконструкции при подготовке к 450-летнему юбилею Орла. Местные жители называют их «гробницами Потомского». «Они ведь правда похожи на могильные плиты, под ними можно вождей хоронить»,— иронизирует господин Перелыгин.

Его карьеру по местным меркам можно назвать стремительной. В 2016-м стал депутатом областного совета по списку «Справедливой России», но при этом чуть было не выиграл в округе у первого вице-спикера заксобрания единоросса Михаила Вдовина. А в прошлом году выдвигался на конкурс в сити-менеджеры Орла. «Я понимал, что не выиграю, но мне самому было интересно поучаствовать. В итоге все кандидаты, включая победителя Александра Муромского, выступали минут по двадцать, а я — больше часа. И теперь понимаю, что где в городе лежит и как работает»,— говорит он.

Социально-экономическое положение Орловской области

Основные показатели региона — в справке “Ъ”.

Смотреть

Руслан Перелыгин, как и Виталий Рыбаков, говорит, что пошел в губернаторы не только из-за политических амбиций. «Утром я еду на работу, в обед на тренировку, оттуда снова на работу, вечером играю с сыном в футбол. У меня остается много энергии. Куда ее девать? Да и надоело смотреть на состояние города и области, хочется его менять»,— утверждает он. На проблемы со сбором подписей в отличие от Виталия Рыбакова он не жалуется и говорит, что чиновники ему «не мешают». «Есть технические проблемы. Сборщик как услышал, так и записал. Да еще и с грамотностью проблемы. Приходится переделывать. Но у меня есть хорошие контакты со многими районами, депутаты и главы идут навстречу»,— говорит он. Справоросс сдал в облизбирком подписи уже 4 июля. При этом господин Перелыгин утверждает, что собирается всерьез конкурировать с Андреем Клычковым, но, очевидно, не воспримет как провал и более скромный результат. «Больше 10% голосов — не так уж и плохо. В этом случае я получу важный опыт. Пока политикой мне заниматься интересно, я буду вкладывать в это все имеющиеся силы и душу. Но кто знает, может быть, мне через пять лет будет интересен мотоспорт, а про политику я забуду?» — признается он.

Политолог Владимир Слатинов считает кампанию Клычкова «прекрасным материалом для научного обобщения». «На его примере видно, что публичная политика у нас окончательно исчезла. Когда Клычкова назначали, многие говорили, что он профессиональный трибун, а никакой не "технократ". Он был депутатом, причем оппозиционным, а не условным заместителем министра, как его коллеги-назначенцы. Но система настолько выстроена, даже стандартизирована, что Клычкову, даже если бы он хотел получить настоящую легитимность через конкурентные выборы, ничего другого не остается, кроме как расслабиться и получать технократическое удовольствие. Он — кандидат Кремля, а значит, сильных конкурентов система зачистит, спойлеров допустит и приличный результат обеспечит. Даже делать самому особенно ничего не надо. И неважно, как фамилия кандидата, от какой он партии и где именно происходят выборы. Главное — чтобы было технологично и тихо»,— уверен он.

Всеволод Инютин, Орел

Вся лента