Иордания прорывается в Сирию через Россию
Амман просит Москву повлиять на Дамаск
Глава МИД РФ Сергей Лавров в среду провел в Москве переговоры со своим иорданским коллегой Айманом ас-Сафади. Главной темой обсуждения стала ситуация на юге Сирии, в первую очередь помощь беженцам в районе сирийско-иорданской границы. Господин ас-Сафади подчеркнул, что на границе скопились десятки грузовиков, ждущих разрешения Дамаска въехать на территорию Сирии. Министр дал понять, что помочь в решении проблемы может Москва — если убедит сирийские власти пропустить грузовики на свою территорию. Для российской стороны прошедшие переговоры стали еще одной возможностью напомнить своим партнерам об их обязательствах по борьбе с терроризмом в Сирии.
Сергей Лавров начал пресс-конференцию со слов, что обсудил со своим коллегой вопрос, который «остается предметом особой обеспокоенности Иордании». Речь идет о 1,3 млн сирийских беженцев, которые за годы сирийского конфликта оказались на иорданской территории, и десятках тысячах перемещенных лиц, скопившихся в последние две недели в районе сирийско-иорданской границы после того, как на юге Сирии началась новая операция проправительственных сил по возвращению этой территории под контроль Дамаска. По словам российского министра, операция стала ответом сирийской армии и ВКС РФ на активизацию боевиков террористической группировки «Джебхат ан-Нусра» (запрещена в РФ), которая «контролирует 40% территории в юго-западной зоне деэскалации». О ее создании было объявлено год назад по итогам встречи российского и американского президентов в Гамбурге. Гарантами реализации соглашения стали Россия, США и Иордания.
Амман, не справляющийся с наплывом беженцев, недавно границу закрыл, но не отказался от оказания гуманитарной помощи. Чтобы десятки грузовиков с продовольствием и медикаментами могли въехать на территорию Сирии, необходимо разрешение сирийских властей. Последние же разрешения не дают, считая, что иорданцы поддерживают вооруженную оппозицию и боевиков «Джебхат ан-Нусры» — различия между теми и другими Дамаск не делает.
Убедить сирийские власти пропустить иорданские грузовики может только Москва. Однако в своем выступлении на итоговой пресс-конференции российский министр никаких обещаний публично не дал.
Видимо, поэтому, уже после того как официальный представитель МИД РФ Мария Захарова объявила пресс-конференцию завершенной, иорданский министр снова попросил слова и заявил, что его страна ждет от Дамаска разрешения на пропуск гуманитарного груза через границу.
В целом же два министра, несмотря на заявления об общности взглядов, во многом говорили каждый о своем. Несомненно, Москва и Амман одинаково заинтересованы в урегулировании ситуации на юге Сирии, но акценты они расставляют по-разному. Для России — и это неоднократно подчеркивал Сергей Лавров во время пресс-конференции — приоритетом является зачистка сирийской территории от боевиков «Джебхат ан-Нусры» и «Исламского государства» (также запрещена в РФ). Он особо отметил, что соглашения по зоне деэскалации «никоим образом не ограничивают, даже предполагают наращивание борьбы» с террористами. Со своей стороны Айман ас-Сафади, словно магическую формулу, повторял слова о «прекращении огня» и вообще не затрагивал тему борьбы с терроризмом.
В чем министры совпали, так это в заявлениях, подтверждающих приверженность обеих стран договоренностям о зоне деэскалации, которая де-факто с началом операции на юге перестала существовать. Но соглашение осталось в силе, и, как дал понять Сергей Лавров, Россия все еще ждет, когда ее партнеры выполнят взятые на себя обязательства. Об этом глава МИД РФ сказал, отвечая на вопрос, может ли быть достигнута новая договоренность по югу Сирии к российско-американскому саммиту в Хельсинки, о чем пишут американские СМИ. Господин Лавров напомнил, что прошлые российско-американские договоренности «предусматривают определенную последовательность действий, в результате которых в этом районе не останется несирийских сил, сирийская армия будет контролировать границу с Израилем и не будет никаких поблажек находящимся в этом районе отрядам "Джебхат ан-Нусры" и "Исламского государства"».
«Та часть договоренностей, которая зависела от Российской Федерации, в значительной степени выполнена. Сейчас мы ведем речь о том, чтобы партнеры сделали то, что они обязались сделать»,— отметил Сергей Лавров. По его словам, США взяли на себя обязательства договариваться с отрядами оппозиции, которую контролирует Вашингтон, чтобы они размежевывались с террористами, но не всегда это получается и иногда приводит к обратному эффекту. Похоже, что прекращение огня, на которое так надеется Амман, наступит только после того, как сирийская армия будет полностью контролировать юг Сирии.