Активы «Газпрома» ускользают от «Нафтогаза»
Украинская компания с трудом вернула под арест акции Nord Stream
«Нафтогаз» заявил, что ему удалось возобновить арест акций Nord Stream AG и Nord Stream 2 AG, которые он хочет взыскать как часть обязательств «Газпрома» на $2,6 млрд, которые российская компания должна уплатить по решению Стокгольмского арбитража. При этом выяснилось, что «Газпрому» удалось снять арест на эти активы, уже наложенный в конце мая, однако «Нафтогаз» подал апелляцию на это решение и смог возобновить арест, но только до рассмотрения своей апелляции. Таким образом, теперь «Нафтогазу» нужно доказывать свою правоту в суде Швейцарии при том, что шведский суд уже признал незаконным принудительное взыскание $2,6 млрд с «Газпрома».
Судебная тяжба между «Нафтогазом» и «Газпромом» вокруг $2,6 млрд, которые российская компания должна уплатить украинской по февральскому решению Стокгольмского арбитража, продолжается. В очередном небольшом эпизоде этой борьбы «Нафтогаз» заявил о своей победе — украинской компании, согласно ее сообщению, удалось убедить швейцарский Высший суд кантона Цуг сохранить арест акций структур «Газпрома» Nord Stream AG и Nord Stream 2 AG (это компании—операторы газопроводов «Северный поток» и «Северный поток 2»). Попутно выяснилось, что с конца мая, когда «Нафтогаз» впервые победно заявил об аресте этих активов, ситуация диаметрально изменилась.
Из сообщения «Нафтогаза» следует, что орган по взысканию в кантоне Цуг принял решение снять арест с акций структур «Газпрома», наложенный 29 мая. Согласно сообщению «Нафтогаза», это было сделано «только на основании утверждений Nord Stream AG и Nord Stream 2 AG о том, что акции находятся за пределами кантона Цуг и, соответственно, вне юрисдикции органа по взысканию долгов, а потому должны быть исключены из списка арестованных активов». «Нафтогаз» подал апелляцию на это решение органа по взысканию, а заодно запросил срочных обеспечительных мер в Высшем суде кантона Цуг. В последнем украинская компания преуспела, и теперь акции этих двух компаний будут находиться под арестом до решения апелляции. Однако стороны поменялись местами: если изначально «Газпром» должен был убеждать швейцарские власти снять арест, то теперь уже «Нафтогаз» пытается убедить его сохранить.
Позицию «Нафтогаза» ухудшает тот факт, что шведский апелляционный суд округа Свеа наложил запрет на принудительное взыскание с «Газпрома» $2,6 млрд до тех пор, пока не рассмотрит по существу апелляцию российской компании на решение арбитража. Как уже писал “Ъ”, в подобной ситуации судебные власти других стран, скорее всего, займут нейтральную позицию, то есть, вероятно, сохранят арест активов в тех случаях, когда он уже наложен, но не будут принимать решений об аресте новых активов. «Нафтогаз» заявлял, что предпринял меры по аресту активов, помимо Швейцарии, еще в Нидерландах и Великобритании, однако был ли действительно произведен арест каких-либо активов, неизвестно.
Как «Северный поток-2» может стать украинским
«Газпром» не единственный участник «Северного потока-2»: у него есть европейские партнеры, причем некоторые из них, по данным “Ъ”, уже задумываются относительно соотношения выгод и рисков проекта с учетом растущего давления Вашингтона. Ради чего было подвергать западных инвесторов дополнительному репутационному риску, вовлекая их в спор с «Нафтогазом»?