Иранский атом расщепляет Запад
Тегеран пытается объединиться с ЕС против США
Президент Ирана Хасан Роухани, совершающий турне по Европе, вчера прибыл с визитом в Австрию, 1 июля ставшую председателем Совета ЕС. В условиях углубляющегося раскола между США и их союзниками иранский лидер спешит заручиться поддержкой той части западного сообщества, которая выступает против выхода США из ядерной сделки с Тегераном и введения против него новых санкций. Поддержка европейцев имеет решающее значение для иранских реформаторов во главе с Хасаном Роухани, сталкивающихся с внутренними протестами в связи с ухудшением экономической ситуации и давлением противников нормализации отношений с Западом.
Европейское турне Хасана Роухани, начавшееся с двухдневного визита в Швейцарию, проходит в условиях нарастающей эскалации иранского кризиса. После того как 8 мая президент США Дональд Трамп сообщил об одностороннем выходе из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) — договора об ограничении ядерной программы Тегерана, подписанного летом 2015 года в Вене, администрация Трампа прилагает все усилия, чтобы к политике сдерживания Ирана присоединилось максимальное число государств.
Уже после того как иранская делегация приземлилась в Берне, директор отдела политического планирования Госдепартамента США Брайан Хук подтвердил решимость Вашингтона сократить «до нуля» нефтяные доходы Ирана путем введения санкций, которые начнут действовать с 4 ноября. Представитель ведомства сообщил о консультациях с другими государствами, которые Вашингтон призывает последовать своему примеру и отказаться от импорта иранской нефти. По его словам, в случае продолжения сотрудничества с Тегераном американские санкции могут быть введены и против этих государств.
В этой ситуации вынужденный оперативно реагировать на новые угрозы из Вашингтона президент Роухани попытался продемонстрировать способность держать удар и призвал европейцев встать на сторону Тегерана. Главная мысль его выступления на пресс-конференции с президентом Швейцарии Аленом Берсе сводилась к тому, что анонсированное нефтяное эмбарго — это нереализуемая идея, учитывая, что ее не поддерживают даже союзники США. «На мой взгляд, слова некоторых американских чиновников о желании свести экспорт Ирана к нулю — пустая болтовня»,— заявил Хасан Роухани.
«Иран продолжит уважать ядерное соглашение с мировыми державами, пока его интересы в рамках СВПД будут сохраняться»,— добавил президент Ирана. Ален Берсе согласился c иранским коллегой, признав, что «выход США из СВПД ставит под угрозу достигнутый прогресс» в урегулировании иранского ядерного кризиса. Помимо политических деклараций о приверженности СВПД итогом переговоров в Берне стало подписание соглашения о сотрудничестве в области наземного пассажирского и грузового транспорта, а также двух протоколов о намерениях.
Демонстрацией европейской поддержки Тегерана стал и вчерашний визит президента Роухани в Австрию, имевший статус государственного. Не помешал ему и разразившийся накануне скандал. В минувшую субботу французские правоохранительные органы задержали троих подозреваемых в подготовке нападения на представителей иранской оппозиции в парижском пригороде Вильпент, планировавшегося на 30 июня. По предварительным данным, организатором несостоявшегося теракта был сотрудник иранского посольства в Вене, работавший в австрийской столице с 2014 года. В связи с этим за день до приезда Хасана Роухани в Вену в МИД Австрии был вызван посол Ирана, которому было заявлено о необходимости в 48-часовой срок лишить дипломата иммунитета на основании выданного ордера на арест.
Однако при этом австрийская сторона проигнорировала призывы представителей иранской оппозиции, проживающих в Европе, отменить переговоры руководства страны с Хасаном Роухани. В Вене иранского лидера встречали с воинскими почестями — в соответствии со статусом государственного визита. А представители высшего руководства Австрии, к которой 1 июля перешло председательство в Совете ЕС, заявили о намерении отстаивать подписанное в Вене соглашение. «Австрия считает этот договор важным дипломатическим достижением»,— заявил по итогам переговоров президент Александр Ван дер Беллен, назвавший соблюдение международных договоренностей «ключевым элементом мировой политики». «Речь не только о прямых санкциях против Ирана, но и о второстепенных санкциях, которые затрагивают Австрию. Эти второстепенные санкции из-за своего экстерриториального применения нарушают международное право»,— напомнил господин Ван дер Беллен. И добавил: «Этой точки зрения придерживается Еврокомиссия в отношении США». Схожее заявление сделал канцлер Австрии Себастьян Курц.
Впрочем, несмотря на декларируемую руководством ЕС приверженность ядерной сделке с Ираном, в практическом плане вывести сотрудничество с Тегераном из-под удара по мере усиления американского давления становится все сложнее. «ЕС может определить общие рамки, но конкретика — прерогатива отдельных государств и структур. А с их стороны все меньше желания вести дела с Ираном. Каким образом заставить частные европейские компании покупать у Ирана нефть, нарываясь на санкции США, непонятно»,— пояснил “Ъ” специфику ситуации эксперт ПИР-Центра Андрей Баклицкий, по словам которого, «по всему миру идет снижение взаимодействия с Ираном». «Евросоюз ведет торговую войну с США и явно не захочет терять лицо, признав, что американцы указывают ему, что делать. Но и желания биться до конца за Иран у европейцев тоже нет»,— добавил он.
В этой ситуации главной проигравшей стороной могут стать Иран и находящиеся у власти в стране реформаторы во главе с президентом Роухани, сделавшие ставку на урегулирование ядерного кризиса и нормализацию отношений с Западом. «Никаких экономических выгод от выхода из СВПД Тегеран не получит. Наоборот, экономическая ситуация будет продолжать ухудшаться. В стране уже прошла серия протестов в связи с сильным падением курса реала, который в этом году обрушился на 50%,— напомнил Андрей Баклицкий.— Если еще европейская часть инвестиций "отрежется", курс упадет еще больше, и это вызовет новые протесты».