Контакт не вышел на контракт
Главный режиссер липецкого драмтеатра покинул пост без конфликта
С главным режиссером Липецкого академического театра драмы имени Толстого Сергеем Бобровским накануне не был продлен контракт, сообщил „Ъ” сам господин Бобровский. По его словам, 30 июня ему просто вернули трудовую книжку, и сейчас он «собирает чемоданы». В дирекции театра „Ъ” рассказали, что контракт не был продлен просто потому, что Сергей Бобровский об этом не просил. Новый главный режиссер должен быть назначен через открытый конкурс, так как это «более демократичная форма выборов». Днем 4 июня у драмтеатра собрались зрители и актеры, выражавшие поддержку Сергею Бобровскому. Артисты опасаются, что разделят судьбу режиссера.
Группа в соцсети «ВКонтакте» «Против увольнения Сергея Бобровского! Липецк» появилась в ночь с 3 на 4 июля. Вчера главный режиссер Липецкого академического театра драмы имени Толстого рассказал „Ъ”, что 30 июня с ним не был продлен контракт и ему вручили трудовую книжку. По словам Сергея Бобровского, конфликтов с дирекцией театра и региональным управлением культуры и туризма у него не было. Директор театра Татьяна Горелова (с 2008 по 2015 год возглавляла региональное управление культуры) объяснила „Ъ” решение не продлевать контракт «техническим совпадением»: «Ни со мной, ни с руководством управления Сергей Бобровский не говорил и не спрашивал, собираемся ли мы продлевать контракт». Господин Бобровский пояснил, что контакт имел только с директором, та с предложением продления контракта к нему не обращалась, а «навязываться» не в его принципах.
Сергей Бобровский работал главным режиссером липецкого драмтеатра с 2008 года. До этого он преподавал режиссуру в рязанском филиале Московского государственного университета культуры и искусств, а позже был назначен главным режиссером Бийского драматического городского театра. По словам господина Бобровского, в Липецк его пригласили, так как он был человеком со стороны, независимым «от местных склок», а также чтобы вернуть в театр зрителя. «Я привлекал молодое поколение и в то же время придерживался традиций. За все десять лет не было ни одного выходного, который я не провел бы в театре, домой я приходил только ночевать», — заявил режиссер. За все время работы господин Бобровский оказался втянут только в один публичный конфликт. В 2011 году в спектакле «Чайка» в одной из сцен живой карп несколько минут трепыхался на полу. Защитники животных устроили пикет, а использование живой рыбы назвали средством эпатажа, травмирующим «неокрепшую детскую психику» и приводящим «к эмоциональному стрессу у зрителей». «Вы, возможно, участвуете в формировании личностей будущих преступников», — заявляли члены местного отделения Международного социально-экологического союза. Спектакль еще какое-то время шел на сцене.
По данным Сергея Бобровского, местное руководство культурой хочет «директорского» театра, то есть «театра, направленного на коммерцию». «Это путь в бездну», — считает господин Бобровский. Татьяна Горелова объяснила, что на первых порах будет решать художественные вопросы совместно с коллегией (работающей при театре) по творческим вопросам, а через пару месяцев будет организован открытый конкурс, по итогам которого и будет назначен главный режиссер. «Это более демократичная форма выборов, чем приглашение конкретного специалиста», — добавила госпожа Горелова.
Сейчас Сергей Бобровский «собирает чемоданы» и рассматривает предложения других театров. Днем в его поддержку перед драмтеатром выступили зрители и актеры. Решение руководства они называли несправедливым и немыслимым, а также удивлялись, что все было сделано без сбора труппы и объяснения причин. Несколько артистов заявили местным СМИ об опасениях, что им тоже не продлят контракты. По словам работавшего в театре ранее источника „Ъ”, драмтеатр часто приглашали на различные фестивали, где работы Сергея Бобровского получали больше положительных оценок, чем отрицательных. Защитники режиссера говорят о многочисленных наградах «как на территории России, так и за ее пределами». Впрочем, другой знакомый с ситуацией источник „Ъ” считает, что «призы на второстепенных фестивалях ничего не говорят о качестве спектаклей». «Есть режиссеры, которые принимают участие только в “Золотой маске” и не гонятся за дешевой славой. А Бобровский вписывался во все фестивали, зная, что рано или поздно его попросят на выход, — и тогда он и начнет козырять премиями и наградами», — добавил собеседник „Ъ”.
Главный режиссер Воронежского театра юного зрителя Вадим Кривошеев пояснил „Ъ”, что функции главного режиссера и худрука отличаются тем, что первый должен иметь диплом по профильному образованию и ставить спектакль. Худрук же может иметь любое образование и занимается организацией творческого процесса. При этом ему самому не обязательно ставить спектакли, достаточно приглашать для этих целей других режиссеров. «Если работник находится на контракте, он должен сам позаботиться о его продлении. Как правило, сотрудники приходят с этим вопросом за месяц-полтора до истечения контракта. Новый режиссер может оказаться для театра котом в мешке, потому что у прежнего, скорее всего, был сформирован план постановок. Новичку его формирование только предстоит», — добавил господин Кривошеев.