«Художественный музей останется открытым для диалога»

Директор Художественного музея Алла Шахматова о новой концепции площадки

На пост директора Самарского областного художественного музея назначена Алла Шахматова, ранее руководившая известной частной галереей «Вавилон». Кресло директора главного самарского музея оставалось вакантным с декабря прошлого года после ухода Галины Рябчук, занимавшей этот пост около 10 лет. Алла Шахматова рассказала, как изменится концепция музея, какое место в нем займет современное искусство, и какие проекты учреждение готовит совместно со столичными и региональными коллегами.

Фото: Юрий Стрелец, Коммерсантъ

– Каковы ваши первые впечатления от работы в музее?

– Когда я пришла в музей, я, конечно, очень волновалась, думала, как меня встретят работающие здесь профессионалы. Но меня приняли более чем достойно. Мне кажется, мы станем прекрасной командой, и у нас все получится. Галерея «Вавилон» проработала и продолжает работать на арт-поле Самары 20 лет. За это время я поняла, что без команды просто невозможно ничего достичь. К тому же это одна из главных составляющих моей работы – доверять тем, кто рядом, прислушиваться к ним, просить у них помощи, поддержки, чтобы это всегда приводило к нужному общему результату.

– Вы обещали, что в работе Художественного музея будете руководствоваться принципами и идеалами Аннэты Басс (директора Художественного музея, руководившей учреждением с 1958 по 2005 год.– „Ъ-Волга“). Почему для вас это так важно?

– Мое близкое знакомство с Аннетой Яковлевной состоялось в 1998 году. Впоследствии мы создали и до 2006 года реализовали совместный проект, в рамках которого галерея «Вавилон» помогала формировать коллекцию Художественного музея. К нам приезжали серьезные мастера из Санкт-Петербурга, Москвы и передавали по одной своей работе в дар музею.

Мне было очень приятно вести диалог с Аннетой Яковлевной – человеком, которого я уважаю и очень признательна. Для меня она была и остается высшей инстанцией нравственности и профессионализма.

– Есть ли уже предварительные планы дальнейшего развития музея? Какие выставки мы увидим?

– Из того, что состоится в скором времени, следует упомянуть выставку «Город Солнца», которую готовится провести на нашей площадке Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО. Прекрасная коллекция искусства соцреализма 1930 – 1950-х годов будет выставлена на нашей площадке в конце июля и станет подарком для города.

Кроме того, впервые за 20 лет большая коллекция работ из фондов нашего музея будет показана в Москве. Экспозицию готовит наш главный хранитель Маргарита Владимировна Кожевникова, которая знает много интересного о коллекции экспонатов. Речь идет о выставочном проекте на ВДНХ. Наш музей представит на столичной площадке классическое искусство XVIII – начала XX вв, а также произведения авангарда. Впервые в этом выставочном проекте будут представлены вещи нашей коллекции искусств Востока: более 2,5 тыс. произведений из Индии, Китая и Японии. В частности, мы покажем бронзовые изделия XVIII века, японские ткани, авторские вышивки и индийскую миниатюру.

Также в этом году готовится выставка работ Архипа Куинджи. В 2019 году наш музей будет участвовать в экспозиции Василия Поленова и в выставке «Музей будущего», которая посвящена комплектованию коллекции авангарда в региональных музеях на Крымском валу. Для каждой из этих выставок планируется издание каталога с публикацией произведений.

– Что вы планируете в рамках сотрудничества со столичными частными музеями?

– Мы продолжим многолетнюю традицию работы с рядом площадок. Например, в этом году на площадке Еврейского музея и Центра толерантности самарский художественный музей представит из своего фонда произведения Исаака Левитана. Кроме того, в ноябре мы будем участвовать в выставочном проекте в Нижегородском музее изобразительных искусств, для которого предоставим десять своих произведений.

– Какие направления научной работы сейчас актуализируются в музее?

– Сейчас проводится работа по загрузке информации о всей коллекции областного музея в Государственный каталог Музейного фонда РФ. Информация должна быть предоставлена до 2025 года. Дело в том, что не все экспонаты нашего музея до конца изучены и атрибутированы. В связи с этим в нашем филиале в Ширяево открылась ставка научного сотрудника, который займется изучением экспонатов и подготовкой документации.

Мы с Татьяной Анатольевной (Петровой, заместителем директора по научной работе.– „Ъ-Волга“) недавно побывали в этом селе, я познакомилась с коллективом нашего филиала. Это роскошное пространство, в котором можно проводить встречи и экскурсии. Хочу напомнить, что 2019 год – год театра. В этом смысле Ширяево является уникальной площадкой для иных форм выражения. Мы с сотрудниками музея в Ширяево обсуждали эту тему. Мне кажется, у этой площадки большие перспективы.

Планируется, кроме того, подготовка путеводителя и альбома о Ширяево и каталога и альбома о коллекции произведений русского авангарда из нашего фонда. Для последнего из них написана вступительная статья. Обсуждается также издание отдельного альбома о коллекции отечественного искусства XX – начала XXI века, который хранится в здании театра оперы и балета.

– Будут ли проводиться образовательные программы для посетителей музея?

– В музее работает лекционная программа для разной аудитории. Например, один из лекториев проводится для учащихся школ искусств, по его итогам слушатели участвуют в олимпиаде на проверку знаний. С сентября предполагается запустить несколько лекториев по разным направлениям. Возможно, посещать их можно будет по абонементам.

Отмечу также, что самарский художественный музей технически обеспечен всем оборудованием, необходимым для приема разных категорий людей, в том числе людей с ограниченными возможностями здоровья, с которыми мы работаем по отдельной программе. Так, мы взаимодействуем со школой-интернатом для глухих и слабослышащих детей: работаем как с помощью переводчика, так и специального оборудования. Кроме того, мы сотрудничаем с центром нейропсихологии «Счастливые детки» и реабилитационным центром для инвалидов с редкими психическими заболеваниями.

– Какое место в работе музея будет отведено контемпорари-арту

– Оно тоже будет иметь место у нас. Но я заверю вас, что современное искусство не станет основной частью идеологии музея.

– Одна из проблем музея – привлечение молодой аудитории. Как вы планируете строить работу площадки в этом направлении?

– Я за то, чтобы в музей приходили и студенты, и школьники. Мне как маме, у которой ребенок учится в школе, например, очень странно слышать от педагогов на родительском собрании предложение сводить детей на экскурсию на завод Coca-Cola или на страусиную ферму. Но ни разу в жизни я не услышала предложения посетить самарский художественный музей. Как мама я обещаю это исправить.

Мы с коллегами обсуждали тему открытого музея, ее надо развивать. В связи с этим мы планируем снять и выложить в соцсети видеоролик с известными людьми, которые приходят в музей и рассказывают об интересных работах из его фондов. Этот ролик появится в ближайшие дни. У нас утрачена связь с самарскими художниками. Мне хотелось бы ее восстановить.

Я вижу самарский художественный музей особым местом, которое не зациклено только на выставках. Здесь могут существовать разные формы выражения: и флешмобы, и фестивали, и олимпиады. Музей может быть площадкой для проведения мероприятий в разных формах. Я знаю, что когда-то здесь проводился женский шахматный турнир: эту традицию можно было бы возродить. В Мраморном зале, где мы сейчас находимся, прекрасная акустика, и когда-то здесь проходили музыкальные концерты. Хотелось бы, чтобы в рождественские и пасхальные вечера здесь звучала музыка. Мы должны приходить в музей и получать наслаждение.

Вспомним, что когда-то при музее действовал попечительский совет. Это очень важно: многие проблемы нашей площадки невозможно решить без поддержки. Думаю, что создание такого попечительского совета – решение не одного дня. Но мы обязательно придем к этому, и рядом с нами будут сильные люди из науки, бизнеса и коллекционеры, которые помогут нам решить многие проблемы.

Мы будем искать новые формы для привлечения зрителей разных возрастных категорий. Самарский художественный музей всегда открыт для диалога. Все это я постараюсь отразить в новой концепции художественного музея, которую смогу предоставить вам через какое-то время.

Записал Георгий Портнов

Вся лента