Покупатели машин ушли на футбол
Снижение темпов роста авторынка связали с ЧМ-2018
Темпы роста авторынка, быстро увеличивавшиеся в последние месяцы, в июне замедлились вдвое, до 10,8%. Участники отрасли и эксперты расходятся во взглядах на причины, говоря о падении складских запасов машин, высокой базе и переключении внимания покупателей на чемпионат мира по футболу. Впрочем, в других сегмента ритейла с крупными покупками «футбольного эффекта» не наблюдают.
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в первом полугодии продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в РФ поднялись на 18,2%, до 849,2 тыс. машин, но в июне темпы роста снизились до 10,8%, до 156,4 тыс. штук (подробнее см. “Ъ” от 5 июля).
Глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер обращает внимание на эффект активных продаж в предыдущие месяцы (рост в мае на 18%, в апреле — на 17,6%). По его мнению, складские запасы «существенно снизились», что временно сказалось на росте. Другой причиной в АЕБ называют влияние чемпионата мира по футболу. Еще одну возможность приводит Дмитрий Бабанский из SBS Consulting, отмечающий эффект высокой базы июня 2017 года. Именно год назад сектор начал восстанавливаться, продажи выросли на 11,9%, до 1,6 млн машин. В июле, по мнению эксперта, рост будет на уровне 10%.
В автодилере «Авилон» подтверждают, что за три месяца склад стал «легче» на 20% в рублях: «Сокращение стоков затронуло почти все марки в портфеле группы». Но это больше касается премиум-сегмента, в масс-сегменте запасы выросли, уточняет глава «Авилона» Андрей Павлович, так как «импортеры перед летним сезоном активно распределяли машины по дилерам». «Многие, в частности Ford, остановили производство на два летних месяца как раз по этой причине»,— добавляет он. Глава экспертно-аналитического управления «Автомира» Артем Зябин падения запасов не видит, отмечая дефицит «по некоторым моделям», который был и полгода назад.
В Mitsubishi, Chery и Ford “Ъ” сказали, что сроки поставок машин не увеличивали, в Kia делают «все возможное для удовлетворения спроса». В Renault говорят, что спрос в ряде случаев незначительно влияет на сроки ожидания автомобилей, но «они находятся в разумных пределах». В Hyundai прогнозировали замедление роста рынка, задержек по поставкам нет. В Volvo заявили, что не знают о такой проблеме.
Влияние ЧМ-2018 дилеры также признают и связывают с отвлечением покупателей. В Chery отмечают, что «внимание к чемпионату превалирует над выбором автомобиля». Андрей Павлович говорит о спаде по сделкам до 5% и по посещаемости салонов — около 15%, но в целом по июню продажи «Авилона» выросли. Снижение трафика в салонах из-за футбола отмечают и в «Рольфе». Но директор дивизиона «Ленинский» «Автоспеццентра» Алексей Забелкин считает, что влияет не чемпионат, а начало периода отпусков. Рынок тормозит и неснижение ключевой ставки ЦБ, от чего зависят продажи в кредит, добавил Артем Зябин.
В других сферах ритейла с крупными покупками такого эффекта из-за ЧМ-2018 не видят. Управляющий партнер «Метриум» Мария Литинецкая говорит, что число сделок компании по первичной недвижимости с 15 июня по 5 июля на 56,5% выше, чем годом ранее, объясняя это более доступной ипотекой и опасениями роста цен после вступления в силу полной версии 218-ФЗ (подробнее см. “Ъ” от 25 мая).
Коммерческий директор Est-a-tet Владимир Моребис указывает, что в период ЧМ число сделок на вторичном рынке выросло на 30%, из-за футбола «многие москвичи остались на лето в столице и параллельно занимаются решением квартирного вопроса».
В последние недели продажи «М.Видео» и «Эльдорадо» показывают рост, говорят в «М.Видео», не отмечая негативного влияния ЧМ-2018 на крупные покупки.
В АЕБ ожидают продолжения положительной динамики автопродаж. Административный директор дилера «Аксель Групп» Андрей Кузьмин говорит, что «рост во втором полугодии будет не более 10%, а в некоторых месяцах — не более 5%», что ударит прежде всего по масс-сегменту. В «Авилоне» прогнозируют рост рынка в 2018 году на 10%, в АСЦ — на 12–15%. Дмитрий Бабанский дает прогноз в 7–8%. В «Рольфе» ожидают, что перспективы роста цен, в частности, из-за планов увеличения НДС подтолкнут тех, кто «давно планировал, но откладывал покупку машины».
Как ЧМ стал интереснее пенсионной реформы
По данным опроса «Левада-центра», чемпионат мира по футболу стал самым значимым событием месяца для большей части населения (56%). Пенсионную реформу назвал 31% опрошенных, а 7% вспомнили о прямой линии с президентом. После победы сборной России над Испанией в 1/8 финала внимание населения к просмотру трансляций матчей выросло с 62% до 70%, выяснил ВЦИОМ.