«Сотни родителей оказались в подобной ситуации не по своей воле»
Генпрокуратура проверяет уголовное дело матери ребенка-инвалида
Генпрокуратура проверит обстоятельства уголовного дела о сбыте психотропных препаратов, возбужденного против матери ребенка-инвалида, продавшей в интернете излишки противоэпилептического лекарства. Ситуация вызвала огромный общественный резонанс: петицию с требованием закрыть дело Екатерины Конновой подписали за двое суток более 120 тыс. человек. Правозащитники говорят о необходимости пересмотра ст. 288 УК РФ, так как «жертвами правоприменительного маховика становятся люди, которые нуждаются в помощи и не получают ее от государства». А представители пациентских организаций предупреждают об акциях протеста, если дело дойдет до суда.
«Мы призываем закрыть уголовное дело против мамы неизлечимо больного ребенка и обеспечить в России возможность легального приобретения и применения лекарств против эпилепсии»,— говорится в петиции, размещенной от имени детского хосписа «Дом с маяком» на сайте Change.org. Обращение подписали более 120 тыс. человек.
Речь идет об уголовном деле, возбужденном следственным отделом ОМВД РФ по Мещанскому району Москвы в июне 2018 года по ст. 228.1 УК РФ (незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов; до восьми лет лишения свободы) в отношении Екатерины Конновой, матери-одиночки, воспитывающей двоих детей. Шестилетний Арсений родился с атрезией пищевода (этот орган у него практически отсутствует) и церебральным параличом. Мальчик является пациентом хосписа «Дом с маяком». Согласно петиции, госпожа Коннова на одном из интернет-форумов приобрела 20 микроклизм с диазепамом (психотропный лекарственный препарат, входит в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ): в России диазепам в микроклизмах не зарегистрирован, и большинство родителей детей с эпилепсией «покупают клизмы за границей или через перекупщиков на форумах», так как «во всем мире судороги лечат диазепамом в микроклизме, который действует намного быстрее ампул».
«Так как судороги у Арсения каждый день, а денег в семье не хватает, в хосписе "Дом с маяком" Екатерине рекомендовали получить через поликлинику бесплатно диазепам в ампулах,— говорится в петиции.— Пять клизм, которые у нее остались, она решила на том же форуме перепродать».
В материалах следствия утверждается, что «с целью реализации своего преступного умысла Екатерина Коннова незаконно хранила психотропное вещество с целью незаконного сбыта за денежное вознаграждение 3250 руб.». В постановлении (есть в распоряжении “Ъ”) говорится, что «18 июня 2018 года она незаконно сбыла психотропные вещества выступающему в качестве закупщика в ходе проведения оперативно-разыскного мероприятия».
Замдиректора хосписа «Дом с маяком» Лидия Мониава заявила, что готовит ходатайство в прокуратуру: «Если дело дойдет до суда, я уверена, все родители детей с эпилепсией и благотворительные организации выйдут маму Арсения защищать, так как из-за того, что в России не зарегистрировано большинство форм противоэпилептических препаратов, родители вынуждены нелегально покупать детям лекарства, а потом перепродавать их, если ребенку не подошло». Директор ГБУЗ «Московский многопрофильный центр паллиативной помощи», учредитель фонда помощи хосписам «Вера» Нюта Федермессер в соцсетях объяснила отсутствие в РФ зарегистрированной ректальной (в клизме) формы препарата «особенностями российского законодательства, не позволяющего лицензировать препарат, который не прошел в РФ клинические исследования, даже если широко используется в Европе». Госпожа Федермессер заявила о необходимости пересмотра существующих норм законов «Об обращении лекарственных средств», «О полиции» и ст. 228 УК РФ.
В Минздраве РФ “Ъ” рекомендовали «по вопросам о намерении регистрации конкретного торгового наименования препарата или его формы выпуска обратиться к производителю».
Президент Фонда имени Андрея Рылькова (признан в России «иностранным агентом») Анна Саранг рассказала, что «на протяжении многих лет правозащитники и специалисты в области наркополитики говорят о необходимости отмены ст. 228.1 УК РФ»: «По этой статье караются люди, которые не совершают реальных преступлений. Жертвами правоприменительного маховика становятся люди, которые нуждаются в помощи и не получают ее от государства».
«Полицейский под прикрытием выискивал преступников на онлайн-форумах родителей тяжелобольных детей — это предосудительно,— заявила директор Amnesty International по Восточной Европе и Центральной Азии Мари Стразерс.— Ведь политика властей в области здравоохранения заставляет родителей искать жизненно важные лекарства в интернете». Физический терапевт-реабилитолог Екатерина Шабуцкая напомнила, что в статье есть «чудовищный пункт», по которому сбыт препаратов не предполагает получение денег, но «родители часто обменивается препаратами»: «Сейчас всколыхнулось все сообщество мам таких детей, по сути, этот инцидент ставит их вне закона».
Адвокат Павел Астахов в разговоре с “Ъ” назвал ситуацию «абсурдной»: «От кого мы хотим обезопасить общество, проводя оперативно-разыскные мероприятия на форумах онкологических больных и сажая в тюрьму мать неизлечимо больного ребенка?» Он заявил о «необходимости добиваться прекращения уголовного дела»: «Екатерина Коннова и сотни родителей оказались в подобной ситуации не по своей воле, система оказания паллиативной помощи вынуждает родственников тяжелобольных людей идти на всевозможные ухищрения».
«Генпрокуратура внимательно изучит материалы этого дела и возьмет на контроль ход его расследования»,— заявил в четверг «Интерфаксу» официальный представитель надзорного ведомства Александр Куренной.