Что говорят российские конкуренты поставщиков из США
Американские компании не являются лидерами по поставкам строительно-дорожной техники в Россию, говорят в ассоциации «Росспецмаш», при этом отмечая, что по отдельным ключевым сегментам они оказывают серьезную конкуренцию российским производителям: «Речь идет о таких ведущих мировых производителях, как Caterpillar, Terex, Mustang, John Deere». Собеседник “Ъ” в отечественном машиностроении ранее отмечал, что у РФ «сильные позиции» в части выпуска трубоукладчиков и автогрейдеров и «средние» — в производстве бульдозеров, экскаваторов-погрузчиков, тракторов-бульдозеров. «В Россию из США осуществляются поставки мини-погрузчиков, карьерных самосвалов, экскаваторов»,— добавляют в «Росспецмаше».
При этом источник “Ъ” в одном из иностранных концернов, локализованных в РФ, говорит, что Caterpillar ввозит грейдеры в основном из Китая: их доля на рынке — около 10%, около половины — китайские. Кроме того, сочлененные самосвалы Caterpillar производит в Англии, говорит он. «John Deere, судя по импортной статистике, прекратил импорт грейдеров из США в этом году,— отмечает источник “Ъ”.— Их доля была около 25–30%». «Самый ощутимый удар будет по бульдозерам,— продолжает он.— Все остальное — "мимо кассы"». По его словам, в целом экономический эффект от повышения ввозных пошлин будет мизерным: «Это скорее политический ход».
Отметим, введение пошлин может сыграть в пользу исполнения показателей, заложенных в концепции стратегии развития производства спецтехники (подготовлена Минпромторгом совместно с «Росспецмашем»), где речь также шла о повышении пошлин. Предполагалось, что российский рынок спецтехники, в частности, за счет этого вырастет в полтора раза, до 289млрд руб., к 2030 году, доля иностранных компонентов в себестоимости сократится с 35% до 10%, доля российских производителей на рынке вырастет с 38% до 70% (см. “Ъ” от 6 февраля).