Российские школьники не в ладах с литературой
Стали известны результаты национальной проверки знаний учащихся 6-х и 8-х классов
Подведены итоги проведенных в апреле 2018 года контрольных в рамках национального исследования качества образования (НИКО): почти треть шестиклассников и восьмиклассников получили двойки по мировой художественной культуре (МХК). С литературой дела обстоят чуть лучше, но и здесь не справились с задачей больше 20% учеников восьмых классов.
Глава Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) Сергей Станченко на всероссийском совещании с региональными министрами образования в Сочи подвел итоги НИКО по литературе и МХК. Исследования проводились Рособрнадзором в апреле 2018 года среди восьмиклассников и шестиклассников. Литературу сдавали 50 тыс. учащихся из 583 школ в 81 регионе России. Проверку знания МХК прошли более 3 тыс. учащихся из 70 школ (28 регионов). «Литература — важный предмет с точки зрения формирования и воспитания личности,— поясняли в Рособрнадзоре.— Исследование по МХК продолжает серию НИКО, изучающих качество подготовки учащихся по предметам, которые не сдаются участниками ОГЭ и ЕГЭ».
«Уже стало привычным фиксировать низкие результаты НИКО практически по всем предметам,— констатировал господин Станченко.— Я даже не припомню, когда у нас были более или менее высокие результаты, разве что в 2015 году по результатам исследования в начальной школе». Глава ФИОКО подчеркнул, что теперь результаты и вовсе «на пределе». По МХК не справились с заданиями, то есть получили двойки, 31% шестиклассников и 26,2% восьмиклассников. По литературе двойку получили 15,8% младших учащихся и 21,4% старших. Больше всего пятерок получили ученики шестых классов по литературе (4,1%), среди восьмиклассников таких результатов смогли добиться только 2,5%. Шестиклассники также лучше справились и с МХК: 2,4% пятерок по сравнению с 0,17% в восьмых классах.
В ходе НИКО по МХК школьникам предлагалось, например, соотнести описание памятника архитектуры с его изображением: справились 55% шестиклассников и 84% восьмиклассников. «В шестых классах давались памятники архитектуры в привязке к курсу истории, а для восьмого класса было больше примеров, которые дети могли просто узнать в жизни: общеизвестные здания, которые до сих пор функционируют»,— пояснил господин Станченко. Другое задание требовало, например, определить, что относится к скульптуре, а что к архитектуре. С этим справились лишь 9% восьмиклассников. «Это основной понятийный аппарат курса МХК,— посетовал Сергей Станченко.— То есть в рамках статистической погрешности можно говорить, что восьмиклассники, уже изучавшие этот курс, в нем не ориентируются».
В исследовании также просили учащихся описать, какую роль может играть то или иное произведение, например, в ходе военного марша или выступления фигуристов. «Нужно было исходя из жизненного опыта, здравого смысла и предметных представлений дать интерпретацию, например: музыка является элементом выступления или задает ритм движения»,— прокомментировал Сергей Станченко. Сделать это смогли 44% и 46% процентов школьников. «Если мы говорим про успехи в PISA и про практикоориентированность нашего образования, это как раз об этом»,— подчеркнул глава ФИОКО.
Международное исследование PISA проводится ОЭСР для 15-летних школьников и измеряет уровень читательской, математической и естественно-научной грамотности. Как сообщал “Ъ”, в четверг глава Минпросвещения Ольга Васильева заявила, что в рамках исполнения майского указа президента РФ Владимира Путина о вхождении страны в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования российская система образования расставит соответствующие «акценты».
Комментируя результаты школьников по литературе, Сергей Станченко отметил, что они также в целом низкие, причем в показателях наблюдается отрицательная динамика от младших классов к старшим. Например, сопоставить литературные произведения по заданным типам анализа смогли 75% шестиклассников и 66% восьмиклассников; написать сочинение с опорой на текст — 74% и 62% учащихся соответственно. «Это динамика, которая дает низкие результаты в PISA,— заключил Сергей Станченко.— Если врываться в десятку (лучших стран мира по качеству образования.— “Ъ”), это надо делать здесь: с пятого по восьмой класс».
ЕГЭ уперся в потолок
В 2018 году результаты ЕГЭ по всем предметам абсолютно сопоставимы с прошлогодними, заявили в Рособрнадзоре. По предварительным подсчетам, средние баллы по большинству предметов изменились на сотые доли процента. Например, по математике базового уровня средние показатели выросли на 0,05%. Разработчики заданий отмечают, что средние баллы ЕГЭ «все время расти не могут», а прекращение этого роста подтверждает надежность контрольно-измерительных материалов. Впрочем, в экспертном сообществе еще остаются вопросы к тому, что именно измеряют задания ЕГЭ.