Самолетам дают посадку на ремонт
«Ростех» построит в Москве центр ТОиР с итальянской Atitech
«Ростех» предпринял новую попытку создать с иностранным партнером базу техобслуживания и ремонта (ТОиР) самолетов. Госкорпорация договорилась с итальянской Atitech построить за два года такой центр в Москве. В 2013–2014 годах «Ростех» пытался организовать центр ТОиР с «Аэрофлотом» и швейцарской SR Technics, но тогда это не удалось. Новый проект на рынке оценивают положительно, но напоминают, что с учетом невысокой рентабельности окупаться он будет непросто.
«Ростех», подконтрольная ему «Технодинамика» и итальянская Atitech Spa подписали соглашение о разработке и строительстве в Москве центра ТОиР самолетов, компонентов и двигателей, сообщила госкорпорация. Стороны создадут СП для проекта, за два года оно построит площадку и ангар «с учетом требований производителей и авиавластей России и Европы».
Сейчас рассматривается несколько площадок в Москве, где будут обслуживаться как зарубежные Boeing, Airbus, Bombardier, так и российские SSJ 100 и МС-21. Для последнего центр станет важным «звеном в системе послепродажного обслуживания», сообщили в «Ростехе». В Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) “Ъ” сообщили, что «приветствуют развитие рынка сервисных услуг». В Atitech “Ъ” сообщили, что меморандум о взаимопонимании подписан в январе, а в июне было создано СП «в соответствии с российским законодательством». Итальянская сторона также будет обучать российских инженеров в Неаполе.
Atitech — один из крупнейших в ЕС провайдеров услуг по ремонту и обслуживанию авиатехники. Акционеры — Manutenzione Aeronautiche (через частный фонд прямых инвестиций Meridie, 60%), Alitalia (15%), Leonardo (бывшая Finmeccanica, 25%).
«Ростех» давно рассматривал организацию в РФ полномасштабного бизнеса по ТОиР. В 2013–2014 годах с «Аэрофлотом» и швейцарским провайдером SR Technics (сейчас на 20% принадлежит арабской Mubadala, 80% — у китайской HNA Aviation) госкорпорация планировала организовать систему техобслуживания самолетов, но проект был заморожен. В начале 2016 года источники “Ъ” на авиарынке говорили, что «Ростех» анализировал возможность купить Atitech. Инвестиции в проект оценивались в €140 млн: €60 млн на покупку компании, €50 млн (предположительно из бюджета) — на строительство ангара, €30 млн — на локализацию ремонта компонентов и освоение компетенций. Ключевым условием проекта было привлечение «Аэрофлота» как якорного заказчика. В «Технодинамике» “Ъ” пояснили, что сейчас «речь идет о другом проекте, в котором не рассматривается покупка итальянской компании, а предполагаются создание инфраструктуры в России и локализация производства». В компании не стали раскрывать финансовые показатели проекта, они «согласуются с ключевыми партнерами».
Источник “Ъ” в одной из компаний по ТОиР говорит, что в РФ пока не так много игроков в сегменте, но качество и их работ у иностранных лизинговых компаний вызывает определенное недоверие. Поэтому авиакомпании РФ обслуживают самолеты также в Восточной Европе и Турции, где стоимость услуг в полтора раза ниже ($50–60 за нормо-час), чем в Западной Европе (в РФ нормо-час стоит $40). По мнению собеседника “Ъ”, приход иностранного игрока повысит доверие к ремонту в РФ. Кроме того, российские самолеты будут регистрироваться в реестре РФ, и у провайдера услуг должен быть российский сертификат. В то же время источник “Ъ” отметил, что этот бизнес требует серьезных затрат на начальном этапе при сроках окупаемости семь-десять лет. «Реальная работа по ТОиР МС-21 начнется не ранее 2026 года, когда будет налажен массовый выпуск и они налетают достаточный срок для таких работ»,— полагает он, добавляя, что «только на SSJ 100 не вернуть инвестиции». Но, по его мнению, «выбор Москвы для базы ТОиР не лучший вариант, здесь затраты на персонал выше, чем в регионах, а это ключевой фактор для рентабельности бизнеса».