Против нашествия варваров
Российские фильмы победили в Карловых Варах
На завершившемся в Карловых Варах 53-м Международном кинофестивале высший приз «Хрустальный глобус» в основном конкурсе присужден картине «Мне плевать, что мы войдем в историю как варвары» румынского режиссера Раду Жуде. Главный приз конкурса «К Востоку от Запада» — у российско-киргизского фильма «Сулейман-гора» Елизаветы Стишовой. В документальном конкурсе победил Виталий Манский с картиной «Свидетели Путина». Специальное упоминание жюри основного конкурса досталось фильму «Подбросы» Ивана И. Твердовского.
Основная конкурсная программа была посредственной. Выше этой планки не поднялось даже большинство награжденных фильмов. Ни аргентинский «Флорианаполис» Аны Кац (Спецприз и приз за женскую роль актрисе Мерседес Моран). Ни израильский «Искупление» Йозефа Мадмони и Боаза Йехонатана (приз актеру Моше Фолькенфлику). Ни «Зимние мухи» (приз за режиссуру словенцу Ольмо Омерзу). А явно превосходящая их по изобретательности киноязыка картина Ивана И. Твердовского «Подбросы» удостоилась лишь специального упоминания жюри. Тем не менее хорошо, что не осталась вовсе не замеченной.
Надо сказать, что само жюри, в котором не было больших знаменитостей, выглядело довольно легкомысленно, особенно полуирландец-полушотландец Марк Казинс, вышедший на сцену в шотландской юбке на фоне огромного фотопанно, где пятерка арбитров была изображена шутливо развалившимися на большой кровати. Однако у экстравагантного жюри хватило серьезности, чтобы отдать главную награду ленте Раду Жуде.
И даже сделать заявление о важности противостояния вирусам шовинизма и антисемитизма, что является основной темой победившей картины.
По словам Казинса, такой фильм могли бы снять Жан-Люк Годар, Кира Муратова или совсем недавно ушедший из жизни Клод Ланцман: все они известны политическим либо художественным радикализмом, в том числе на уровне смелой авангардной формы. На что получивший награду Раду Жуде ответил с юмором: «Меня сравнили с Ланцманом, а героиню моего фильма, по профессии режиссершу — с Лени Рифеншталь».
«Мне плевать, если мы войдем в историю как варвары» — пронизанная иронией интеллектуальная парабола, не оставляющая камня на камне от националистической мифологии «великой Румынии». А вот разбившее ее румынское кино заслуживает того, чтобы назвать его великим без кавычек. Потому что культурная рефлексия по поводу темных пятен национальной истории не унижает, а возвышает страну и особенно важна в эпоху нового нашествия варваров. Об этом говорила на закрытии фестиваля и Ада Соломон, главный продюсер румынской «новой волны», в том числе картины Раду Жуде. По ее словам, название этого фильма актуально сегодня для характеристики политического пейзажа многих стран, включая США, Польшу, Венгрию, Румынию, Россию... Ада Соломон еще сказала, что ей все равно, победит ли Россия Хорватию на футбольном поле, или наоборот. Но ее волнует, чтобы Олег Сенцов был на свободе и приехал через год-два в Карловы Вары со своим фильмом. Чтобы он остался кинематографистом, а не мучеником.
Режиссер Олег Сенцов стал настоящим закадровым героем Карловарского фестиваля. Ему был посвящен специальный показ фильма «Гамер» со сбором подписей в поддержку осужденного режиссера. А получившая главную награду конкурса «К Востоку от Запада» Елизавета Стишова совершила беспрецедентный для наших режиссеров поступок: она заявила, что, хотя еще не выплатила долги по своей картине «Сулейман-гора», тем не менее разделит денежную часть приза (€15 тыс.) пополам и передаст деньги родителям Олега Сенцова и Кирилла Серебренникова.
Русская тема постоянно присутствовала в сюжете фестиваля. И это наводит на определенные размышления. В последние годы бесконечно муссируется тема русофобии, якобы заполонившей мир, а уж Европу и подавно. Чехия — страна без геополитических амбиций, это остроумно обыграл ведущий церемонии закрытия, сказав: «Нам не приходится иметь дело с Ираном, потому что Иран не знает, где мы находимся». Но что касается России, здесь знают, чего можно ожидать от восточного соседа — и хорошего, и плохого. Когда оттуда приезжают не на танках, а с талантливыми фильмами и гражданской позицией, это получает отклик и признание.