Шах и сад

В саду «Эрмитаж» прошел шахматно-джазовый фестиваль

В саду «Эрмитаж» опробовали новый формат увеселительного мероприятия — сочетание шахматного турнира и музыкального фестиваля. Выдумку организаторов события, названного Chess & Jazz, оценил Борис Барабанов.

Бесчисленные чужие шлягеры в исполнении Си Ло Грина были бы впору на корпоративе какой-нибудь солидной компании

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

Даже от самого названия фестиваля, «Шахматы и джаз», веяло покоем и уютом. Сложно представить себе развлечения для взрослых, которые в саму идею отдыха в парке вписывались бы лучше. С джазом в саду «Эрмитаж» в принципе и так все было в порядке, много лет здесь проводят фестиваль, который так и называется — «Джаз в саду "Эрмитаж"». Но имена хедлайнеров (и привлечение средств спонсоров — алкогольных, автомобильных, одежных и других брендов) подняли мероприятие на более серьезный уровень: достаточно сказать, что у Кори Хенри и Си Ло Грина на двоих восемь «Грэмми».

Шахматы в итоге несколько затерялись на фоне джаза, коктейлей и разговоров о футболе.

Требовалось некоторое время для того, чтобы найти шахматные зоны, где, согласно программе фестиваля, гроссмейстеры давали сеансы одновременной игры, а также заседали у досок с фигурами аниматоры в костюмах полицейского, дорожного рабочего, сэндвича и Супермена. Однако те, для кого шахматная тема и в самом деле была не чужой, отдались интеллектуальному виду спорта целиком и не прекращали играть даже во время выступлений хедлайнеров.

Россия была представлена на фестивале молодой и очень перспективной певицей Светланой Жаворонковой (группа Secret Atelier) и коллективом Moscow Ragtime Band, следующим традициям новоорлеанского джаза. Из Лондона приехал Камал Уильямс, чей насыщенный тестостероном джаз имеет ярко выраженное urban-звучание. Участник атомной фьюжен-группы Snarky Puppy Кори Хенри привез в Москву свой собственный состав — The Funk Apostles. В Snarky Puppy он отвечает за клавишные, а в роли фронтмена сочетает виртуозное владение инструментом с вокальными партиями в соотношении 50 на 50. Пожалуй, идею коммерческого фестивального джаза он выразил лучше прочих участников. Кори Хенри и его «Апостолы фанка» работали на максимальных оборотах, но не забывали о приличествующих стилю импровизациях и играли все же по большей части собственную музыку.

Что же касается Си Ло Грина, эталонной суперзвезды фанка и соула, то его сет обращался в гораздо большей степени к нижним чакрам, нежели к интеллекту меломанов-шахматистов. Он вышел на сцену в компании трех умопомрачительных мулаток с роскошными «афро» — гитаристки, барабанщицы и бас-гитаристки. Сразу стало ясно, что мужчина приехал развлекать всеми доступными средствами. Первым делом он грянул «Let’s Dance» Дэвида Боуи и в дальнейшем не злоупотреблял ни паузами между песнями, ни собственным материалом. Прошлогодняя серия выступлений в лас-вегасском Caesar’s Palace отозвалась в московском сете россыпью знакомых мелодий. Самые известные песни Си Ло Грина «Fuck You» и «Crazy» (из репертуара группы Gnarls Barkley), можно сказать, затерялись на фоне бесчисленных чужих шлягеров разных эпох и элегантных намеков на кавер-версии. Некоторые песни группа без тени стеснения играла «поверх» оригинальной фонограммы, и надо сказать, это никого из присутствующих не смущало. Когда бас-гитаристка заиграла ход из песни The White Stripes «Seven Nation Army», который помимо всего прочего является универсальной футбольной кричалкой, формат мероприятия стал ясен окончательно. Показав Москве смесь фанкового концерта и диджей-сета в стиле mash-up, музыкант прорекламировал идеальный корпоратив для какой-нибудь солидной компании. Все, что было видно и слышно, лучшее и любимое, представляло собой готовый праздник для возрастной категории 30+.

Вся лента