Доход вывели из-под земли
ОЭВРЗ планирует увеличить прибыль по итогам 2018 года почти в два раза, до 1,5 млрд рублей
ОАО «Октябрьский электровагоноремонтный завод» (ОЭВРЗ, входит в группу «Трансмашхолдинг», которая связана с французской Alstom) по итогам 2018 года планирует почти в два раза увеличить чистую прибыль предприятия — до 1,5 млрд рублей. Достигнуть этого показателя компания собирается, опираясь на уже сформированный портфель заказов в объеме 132 вагонов для ГУП «Петербургский метрополитен». В 2017 году компании уже удалось превзойти свой бизнес-план по показателю чистой прибыли: завод планировал увеличить ее с 2,7 млн рублей в 2016 году до 91,5 млн рублей, но в итоге получил 866 млн рублей чистой прибыли. Аналитики считают, что в этом предприятию помог переход от статуса вагоноремонтного к вагоностроительному, что обеспечивает гораздо большие обороты, выручку и более высокую рентабельность.
В бизнес-плане ОЭВРЗ на 2017 год отмечалось увеличение чистой прибыли до 91,5 млн рублей, но по итогам года завод значительно превзошел ожидания бизнес-плана, следует из опубликованной отчетности. За отчетный период завод получил 866,2 млн рублей чистой прибыли, выручка составила 9,6 млрд рублей против 4,5 млрд рублей годом ранее. Рентабельность прибыли от продаж составила 13,67% (по бизнес-плану — 4,74%).
"Рост себестоимости производства оказался даже меньше запланированного: она составила 9,3 млрд рублей против 10,1 млрд рублей по бизнес-плану,— говорит эксперт-аналитик АО "Финам" Алексей Калачев.— Компания объясняет это выполнением плана НИОКР, снижением уровня накладных расходов, исключением непроизводительных потерь и оптимизацией норм расхода материалов при одновременной активной работе по снижению цен поставок. В результате при росте выручки год к году в два с лишним раза (на 111,82%) себестоимость продаж выросла всего на 84,96%. Это в итоге дало почти восьмикратный рост валовой прибыли".
В 2018 году, как отмечается в годовом отчете предприятия, завод планирует выйти на прогнозные показатели в 13,7 млрд рублей по выручке и 1,5 млрд рублей по чистой прибыли. Достигнуть этих показателей ОЭВРЗ собирается в основном за счет вагоностроения для метрополитена: производитель намерен задействовать до 99,2% своей мощности в этом направлении, говорится в отчете предприятия. В 2018 году завод планирует выпустить 132 вагона для ГУП "Петербургский метрополитен".
Как пояснили "Ъ" в компании, увеличение чистой прибыли в 2017 году по сравнению с 2016 году произошло по нескольким причинам: во-первых, более чем в два раза увеличились объемы реализованной продукции, во-вторых, изменилась структура реализованной продукции. "На сегодняшний день ОЭВРЗ не является исключительно ремонтным предприятием. В 2017 году завод тесно сотрудничал с метрополитенами страны (портфель заказов сформировали три метрополитена: петербургский, московский и нижегородский. — "Ъ"), а также комитетом по транспорту города Санкт-Петербурга",— сообщил представитель завода.
По данным компании, работы по ремонту подвижного состава приносили заводу половину выручки в 2016 году, в 2017 году доля ремонтной продукции составила 1/5 от общего объема реализации, а на долю новых вагонов пришлось 4/5 выручки.
Напомним, что в 2015 году ГУП "Петербургский метрополитен" заключил с ОЭВРЗ контракт на 12,6 млрд рублей на поставку 20 составов метро до 2020 года, а в 2016 году контракты на общую сумму 17,5 млрд рублей, в которые входила поставка 27 составов (для зеленой ветки метрополитена.— "Ъ") за 13,4 млрд рублей. Еще один контракт касается поставки пяти новых составов метро (40 вагонов) для Кировско-Выборгской (красной) ветки на сумму 3,8 млрд рублей. В мае 2018 года завод завершил передачу 27 составов для зеленой линии метрополитена Санкт-Петербурга. Первые восемь составов (из заказа на 20) также переданы заказчику, по остальным ОЭВРЗ продолжает исполнение. За 2017 год предприятие освоило и новый вид продукции: строительство трамваев и аккумуляторных электровозов (контракт на сумму 380,7 млн рублей также заключен с петербургской подземкой).
В 2016-2017 годах завод не выплачивал дивиденды. По данным отчетности, в 2017 году в основное производство инвестировали 104 млн рублей, а в планах на 2018 год — инвестиции в размере 213,8 млн рублей.
ОЭВРЗ входит в группу "Трансмашхолдинг", 100% доля владения которой принадлежит компании The Breakers Investments B.V. (основные бенефициары — Искандар Махмудов, Андрей Бокарев и французская Alstom). "Трансмашхолдинг" — крупнейший в РФ производитель локомотивов, пассажирских вагонов, электропоездов, вагонов метро, трамваев, дизельных двигателей с активами в России и Казахстане.
ОЭВРЗ планомерно осуществляет цель — перейти от статуса вагоноремонтного предприятия к статусу предприятия вагоностроительного, считает эксперт-аналитик АО "Финам" Алексей Калачев. Производство новой продукции — это гораздо большие обороты, выручка и более высокая рентабельность, чем у ремонтных работ. В целом, заключает господин Калачев, планы завода по наращиванию выручки в 2018 году на 42% (до 13,7 млрд рублей) выглядят реалистично.