Украинская труба дорожает на глазах
«Нафтогаз» подал новый иск против «Газпрома» на $11,6 млрд
Как и предполагал “Ъ”, «Нафтогаз Украины» начал вторую волну исков против «Газпрома» в Стокгольмском арбитраже. На этот раз «Нафтогаз» требует от «Газпрома» $11,58 млрд в виде резкого роста платы за транзит газа, обосновывая это необходимостью ускоренной амортизации ГТС. По мнению собеседников “Ъ”, у «Нафтогаза» мало шансов выиграть это дело, но основная цель компании заключается в том, чтобы усилить свои позиции в предстоящих переговорах о транзите после 2019 года.
«Нафтогаз» сообщил о подаче нового иска против «Газпрома» в Стокгольмский арбитраж. Компания требует от «Газпрома» резкого повышения тарифа на транзит газа с марта 2018 года и до срока истечения контракта 31 декабря 2019 года, оценивая свои претензии в $11,58 млрд. Коммерческий директор «Нафтогаза» Юрий Витренко заявил в Facebook, что «Газпром» может уменьшить эту сумму, если продлит контракт на транзит через Украину после 2019 года или же «перестанет блокировать экспорт газа из Средней Азии либо экспорт других компаний из России». Напомним, в ходе первой волны встречных исков в Стокгольм, поданных в 2014 году, «Газпром» оказался должен «Нафтогазу» $2,6 млрд, сейчас российская компания пытается оспорить эти решения арбитража в апелляции и заодно отбивается от попыток «Нафтогаза» принудительно взыскать долг.
“Ъ” 1 июня описывал позицию «Нафтогаза» по тарифам, отмечая, что украинская компания думает о подаче иска на сумму около $11 млрд. Суть позиции украинской стороны в том, что в случае, если «Газпром» после 2019 года не будет использовать газотранспортную систему (ГТС) страны, та обесценится. Поэтому, считают в «Нафтогазе», уже сейчас тариф на прокачку должен быть установлен на уровне, который обеспечивает ускоренную амортизацию ГТС до конца 2019 года.
Собеседники “Ъ” в газовой отрасли и среди юристов считают позицию «Нафтогаза» в рамках данного иска слабой. Во-первых, компания уже безуспешно пыталась пересмотреть уровень транзитного тарифа в иске в Стокгольмский арбитраж, поданном в 2014 году. Однако в феврале этого года арбитры, которые в целом были благосклонны к «Нафтогазу» (они усмотрели в контракте на транзит существование принципа «качай или плати» и постановили «Газпрому» выплатить $4,6 млрд), требование о пересмотре тарифов отклонили. В частности, они решили, что установление тарифов в соответствии с украинским или европейским регулированием, чего требовал «Нафтогаз», выходит за рамки их полномочий. Поэтому, считают собеседники “Ъ”, «Нафтогазу» будет сложно убедить арбитров в правильности своего подхода «ускоренной амортизации» ГТС. «Арбитраж будет смотреть на контракт и оценивать изменения на рынке.
Нигде в контракте не написано, что "Газпром" должен гарантировать окупаемость инвестиций в ГТС, тем более за пределом срока действия контракта»,— отмечает один из собеседников “Ъ”.
Во-вторых, «Нафтогазу» будет сложно экономически обосновать необходимость роста тарифов, так как сейчас прокачка через Украину является наиболее дорогим для «Газпрома» маршрутом поставок газа в Европу. По оценке “Ъ”, сейчас «Газпром» платит по украинскому направлению $2,52 за прокачку 1 тыс. кубометров на 100 км, по Nord Stream — $1,6 и еще меньше по «Ямал — Европа». Украина же, как писал “Ъ”, требует от «Газпрома» повысить тариф на 33% и при этом прокачивать не менее 110 млрд кубометров в год.
Собеседники “Ъ” полагают, что подача иска напрямую связана с переговорами при участии Еврокомиссии о будущем транзита через Украину, первая встреча в ходе которых должна состояться 17 июля. «Подавая новый иск в арбитраж, "Нафтогаз" ничем не рискует, зато масштаб требований может оказать давление на позицию России, учитывая неприятный для "Газпрома" исход первого арбитражного разбирательства»,— полагает источник “Ъ”, знакомый с ситуацией.
По мнению собеседника “Ъ”, даже если эти требования «сложно назвать обоснованными», они усиливают позицию «Нафтогаза» в будущих переговорах.
Украина прекрасно понимает, подчеркивает другой собеседник “Ъ”, что «Газпром» не сможет полностью отказаться от украинского маршрута после 2019 года и вынужден будет искать компромисс.