«Новичок» унес одну жизнь
Что известно о жертве отравления под Солсбери
Отравившаяся «Новичком» в Эймсбери женщина умерла. Полиция уже начала расследовать ее гибель как убийство. 30 июня 44-летняя Дон Стерджесс вместе с 45-летним Чарли Роули были обнаружены в его доме без сознания. Инцидент связывают с делом бывшего полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии, которые весной были отравлены тем же нервно-паралитическим веществом в городе Солсбери, в 12 км от Эймсбери.
Врачи не будут раскрывать прессе подробности смерти Дон Стерджесс. Об этом заявила директор больницы в Солсбери Кристин Бленшард.
«Смерть Дон Стерджесс — это ужасно печальные новости. Я хочу выразить ее семье соболезнования, свои и всех сотрудников больницы. Мы будем работать вместе с полицией, чтобы помочь им всем, чем можно. Потеря любимого человека — одна из самых сложных вещей в жизни. Я прошу всех журналистов уважать личное пространство семьи Стерджесс. Поэтому мы не будем разглашать никакой другой информации. Персонал больницы работал без устали, чтобы спасти ее. Они талантливы, преданны, и они настоящие профессионалы. Я знаю, что им сейчас тоже больно. Мы продолжаем лечить еще одного человека, который находится в критическом состоянии».
Состояние другого пострадавшего — мужчины по имени Чарли Роули — остается критическим, рассказал собственный корреспондент «Коммерсантъ FM» в Лондоне Андрей Остальский.
«Было несколько часов разницы между моментами, когда симптомы проявились у нее, а потом у ее партнера, из чего можно заключить, что она получила большую дозу. Скорее всего, именно она первая вступила в контакт с этим веществом, что-то разыскала, как теперь почти все уверены, в одном из парков в Солсбери. Видимо, уже позже, когда она навестила своего партнера у него дома, между ними произошел контакт, и вслед за этим заболел и он, — сообщил Андрей Остальский. — Многие специалисты сейчас опасаются за жизнь Чарли Роули, учитывая, что он наркоман, который пытался лечиться. Правда, и Дон Стерджесс сама тоже лечилась от алкоголизма и особенным здоровьем не отличалась. Она жила в последнее время в приюте для бездомных, несмотря на то, что у нее есть семья. Сейчас ее родные говорят о том, что очень сильно горюют по поводу ее смерти. У нее остались трое детей.
Сообщают, что теперь это расследование переквалифицировано и официально называется следствием по делу об убийстве.
Это, правда, мало что меняет, потому что и так огромная бригада — около 100 специалистов из контртеррористического подразделения полиции — работает с утра до ночи. В основном ищут тот самый роковой предмет, с которым вступила в контакт Дон Стерджесс и который содержал некие, как предполагают, остатки нервно-паралитического вещества. Еще обращают внимание на то, что теперь меньше шансов, что эта тайна будет раскрыта. Ведь женщина не сможет уже ничего рассказать. Была надежда на то, что она выздоровеет, даст показания, и выяснится, что же это был за предмет, как это могло произойти».
После смерти Дон Стерджесс снова возник вопрос о том, почему выжили отравленные «Новичком» Скрипали. Как утверждают эксперты, спасти пострадавших от этого яда практически невозможно.
Насколько успешным окажется лечение пациентов, зависит от состояния здоровья пострадавших до отравления, заявил «Коммерсантъ FM» бывший член комиссии ООН по химическому оружию Игорь Никулин. По его словам, Дон Стерджесс могла погибнуть из-за обострения хронических заболеваний на фоне отравления.
«Если это то самое вещество, и пострадавшие действительно нашли шприц, условно говоря, в ста метрах от места инцидента в Солсбери, то это колоссальный провал Скотленд-Ярда и других спецслужб, которые этим занимались. Не найти такую важнейшую улику — ни в какие ворота не лезет. Действительно, если это боевое отравляющее вещество, то, конечно, оно убивает сразу. Такие варианты, что яд подействовал через день или месяц, невозможны. Для этого есть совсем другие вещества, которые называются спецсредствами. Но "Новичок" относится к совсем иному классу отравляющих веществ, — подчеркнул Игорь Никулин. — Шансы выжить при отравлении, конечно, зависят от здоровья человека. Если он уже отравлен алкоголем, то для него нужно гораздо меньше этого боевого отравляющего вещества, чем для полностью здорового человека. Но в любом случае, если сразу же не ввести антидот, он неминуемо погибнет, независимо от того, здоровый он или больной. По-видимому, у Британии есть какой-то антидот от этого яда. Они уже лет двадцать работают с этим веществом, после того как в конце девяностых утилизировали предприятие, на котором нарабатывались опытные партии. В 1998 году американцы внесли его в ОЗХО, именно поэтому идентификация была такой быстрой».
Через неделю после отравления в Эймсбери за медицинской помощью с симптомами, якобы похожими на проявления отравления «Новичком», обратился полицейский. Он участвовал в расследовании дела скончавшейся Дон Стерджесс. Однако позже стало известно, что медики не выявили никаких признаков нервно-паралитической интоксикации.
Между тем, постоянный представитель России в Организации по запрещению химического оружия Александр Шульгин в интервью газете «Известия» обратил внимание на то, что инциденты, подобные отравлению в Эймсбери, в последнее время происходят в преддверии важных событий. Шульгин уточнил, что скоро должен состояться финал Чемпионата мира по футболу в России, а также встреча Владимира Путина с Дональдом Трампом в Хельсинки.