Британия пустит правительственный автопарк на электричество
в соответствии с государственным планом Road to Zero
Сегодня правительство Великобритании представило амбициозный план по массовому внедрению электротранспортных технологий по всей стране. Согласно документу, к 2022 году четверть правительственного автопарка должна быть с ультранизким выбросом газов, а к 2030-му — уже 100%. Позаботится правительство и о гражданах: все новые дома будут оборудованы зарядными станциями для электромобилей.
Фото: Tim Ireland, AP
В соответствии с опубликованным сегодня Министерством транспорта Великобритании планом под названием Road to Zero власти ставят перед собой задачи по массовому внедрению электрических технологий на автотранспорте уже в ближайшие 10–20 лет.
«Наша цель — поставить Великобританию на передовую разработки и производства транспортных средств с нулевым выбросом так, чтобы к 2040 году все новые легковые автомобили и автомобили-фургоны не выбрасывали никаких газов»,— говорится в документе.
Для этого британские власти планируют к 2040 году прекратить продажу в стране всех обычных бензиновых и дизельных автомобилей. Ожидается, что к этому времени «большинство новых автомобилей, продающихся в стране, будут на 100% без выбросов, а во всех новых автомобилях и фургонах будет потенциал по существенному снижению выбросов». Исходя из этого, власти страны считают, что уже к 2050 году практически каждый автомобиль в Великобритании не будет давать никаких выбросов. Для достижения этой цели разработан поэтапный план: к 2030 году планируется сделать так, чтобы 50–70% продающихся новых машин и до 40% новых фургонов обладали ультранизкими выбросами. В 2025 году власти намерены подвести первые итоги и при необходимости внести коррективы.
Кроме того, власти намерены бороться против мастерских, где владельцы автомобилей с пониженным выхлопом могут снимать со своих машин оборудование, снижающее объем выхлопа.
Также отмечается необходимость продолжения господдержки при покупке подзаряжаемых от бытовой сети гибридных и электрических автомобилей, фургонов, такси и мотоциклов — по меньшей мере до 2020 года.
Кроме того, согласно плану, к 2022 году четверть всего правительственного автопарка должна будет состоять из машин с ультранизкими выбросами, а к 2030 году центральное правительство взяло на себя обязательство перевести весь свой автопарк на такие технологии.
Существенные инвестиции будут сделаны в развитие электротранспортной инфраструктуры. Создается инвестфонд в £400 млн по развитию зарядной инфраструктуры, целью которого является обеспечение автодорожной сети и домов зарядными устройствами для электрических и гибридных машин. Главная цель — высокая доступность и распространенность зарядных станций и пунктов по всей стране, включая предприятия розничной торговли. Также планируется оснащать все новые дома зарядными станциями, если имеется такая техническая возможность.
«Правительство не может достичь этих амбициозных целей в одиночку,— заявил министр транспорта Великобритании Крис Грейлинг.— Суть нашей стратегии заключается в совместной работе центрального правительства, промышленности, бизнеса, ученых, экологов, местных властей и потребителей».
Фотогалерея
Как закалялось электричество
На заре автомобилестроения энергия от электричества для приводов на машинах была примерно сопоставимой с энергией от тогда еще несовершенных бензиновых и дизельных двигателей. Сопоставимы были и продажи: в США в 1900 году из 4192 произведенных автомобилей 28% были электрическими
На фото: электромобиль Riker Electric Vehicle на гоночных соревнованиях в американском Спрингфилде, 1900
Фото: Library of Congress
После 1912 года популярность электромобилей стала снижаться из-за нового двигателя внутреннего сгорания (ДВС) Генри Форда и конвейерного метода сборки автомобилей. К 1913 году цена на машины с ДВС упала до $650, в то время как электромобиль стоил $1750
На фото: кэб на конной тяге (слева) и пришедший ему на смену электромобиль компании Columbia
Фото: Bundesarchiv
К середине 1930-х годов электромобили окончательно отступили, уступив место бензиновым и дизельным машинам
На фото: автомобиль Detroit Electric во время промо-тура «Из Сиэтла до горы Рейнир», 1919
Фото: Library of Congress
Возрождение интереса к электромобилям произошло в начале 1970-х годов. Компания Sebring-Vanguard из Флориды наладила выпуск электрических микроавтомобилей Citicar (на фото), которые больше походили на гольф-кар с крышей. Скорость могла достигать 60 км/ч, а запас хода на одном заряде — 65 км. С 1974 по 1977 год компания выпустила около 2 тыс. таких машин
Фото: AP
Новая волна интереса к электромобилям возникла в начале 1990-х годов, когда во многих странах озаботились слишком высоким уровнем выхлопных газов. В 1996 году концерн General Motors вывел на рынок модель EV1 (на фото), которая позиционировалась как первый массовый электромобиль. Однако в 1996-1999 годах GM выпустили всего 1100 таких машин, после чего программу закрыли
Фото: Reuters
В 1997 году в Японии была представлена первая гибридная Toyota Prius (на фото). Модель стоила в районе $18 тыс. На фоне борьбы с выбросами вредных веществ гибридные автомобили обрели большую популярность, нежели электромобили
Фото: AP / Itsuo Inouye
В 2008 году компания Илона Маска Tesla начала выпускать первый в XXI веке коммерчески успешный массовый электромобиль Roadster (на фото)
Фото: AP / Paul Sakuma
В 2009 году правительство КНР приняло план, в рамках которого страна к 2020 году должна стать ведущей державой в производстве электромобилей. В рамках плана власти решили выплачивать производителям по $9,3 тыс. за каждый проданный электромобиль и $7,6 тыс. за гибрид
На фото: первый китайский электромобиль-такси BYD E6
Фото: Reuters
В Японии еще в 1996 году покупателям электрических и гибридных машин были предоставлены налоговые льготы и скидки при покупке. В 2009 году была принята вторая программа по стимулированию экологичного автотранспорта, в которую вошли и меры поддержки утилизации электромобилей
На фото: японский электромобиль Q-CAR
Фото: AP
В Европе флагманом развития электротранспорта стала Норвегия. С 1990 года правительство вводит различные налоговые льготы для владельцев электромобилей. Кроме того, с 1999 года они бесплатно паркуются в городах. С начала XXI века власти Норвегии приняли более десятка стимулирующих законов и норм. В результате к концу 2016 года 5% всех автомобилей на дорогах страны были электрическими
Фото: Reuters
На крупнейшем в Европе авторынке, в Германии, власти обратили внимание на стимулирование электромобилей сравнительно поздно. Лишь в 2010 году кабинет Ангелы Меркель принял специальную программу поддержки, в рамках которой к 2020 году на дорогах страны должны были появиться 1 млн электромобилей
На фото: Ангела Меркель осматривает электрический концепт-кар Audi на автошоу во Франкфурте
Фото: Reuters
Рынок электромобилей все еще значительно зависит от мер господдержки. Так, до 2016 года Дания была одним из лидеров ЕС по продажам автомобилей с электродвигателем из-за сответствующих налоговых льгот. Однако после их отмены в 2017 году датский рынок обвалился: по данным Европейской ассоциации производителей автомобилей, в первом квартале продажи электромобилей в Дании по сравнению с аналогичным периодом 2016 года упали на 43,9%, во втором — на 33,1%
На фото: парад электромобилей в Копенгагене
Фото: Reuters