Кузбасс строит госпланы
Регион делает ставку на строительство транспортной инфраструктуры и экологию
Врио губернатора Кемеровской области Сергей Цивилев презентовал «Стратегию развития Кемеровской области до 2035 года». Среди значимых проектов — строительство дорог, улучшение экологии Новокузнецка, а также трехстороннее соглашение с РЖД, согласно которому компания будет инвестировать в развитие транспортной инфраструктуры региона. Господин Цивилев назвал стратегию «госпланом Кемеровской области». Опрошенные „Ъ“ аналитики полагают, что все вышеперечисленные планы могут быть реализованы в обозначенные сроки.
Вчера в Кемерово врио губернатора Сергей Цивилев на пресс-конференции представил ключевые положения стратегии социально-экономического развития Кузбасса. По его словам, стратегия, по сути, «это госплан Кемеровской области». Основными ее направлениями станут «промышленный рост», «будущее Кузбасса», «забота о здоровье», «транспортный прорыв», «новые возможности». «Эти направления лично я буду курировать»,— пообещал Сергей Цивилев.
Рывком в развитии промышленности региона станет, по замыслу врио губернатора, подписание трехстороннего соглашения между ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), грузоотправителями Кузбасса (основных в регионе 43.— „Ъ“) и обладминистрацией. «Сдерживающим фактором в развитии нашей промышленности являются железнодорожные перевозки и порты. Чтобы это было сбалансировано и чтобы мы могли быстро развивать свою промышленность, мы и подписываем это соглашение с РЖД»,— пояснил врио губернатора. Он уточнил, что в этом году РЖД инвестирует в Кемеровскую область около 2,5 млрд руб. «Кузбасс — основной поставщик рельсов, мы производим металл, вагоны. Чтобы обеспечить Кузбассу дополнительную провозную мощность, будут масштабные реконструкции в РЖД по всей стране, будут строиться новые терминалы»,— сказал Сергей Цивилев. По планам, к 2020 году Кузбасс отгрузит 323,9 млн т грузов, из которых 299 млн т составит каменный уголь (в 2017-м — 226 млн т.— „Ъ“).
Два значимых проекта касаются строительства дорог. Так, к концу 2019 года планируется завершить строительство скоростной межрегиональной трассы Кемерово — Новокузнецк. «Завершение строительства выпало из всех планов федерального финансирования. Однако его удалось восстановить»,— заверил господин Цивилев. Он сообщил, что в 2018 году на дорогу будет выделено 1 млрд руб. — из федерального бюджета, 1 млрд руб. — из областного, в 2019 году Кузбасс планирует совокупными инвестициями получить еще 4 млрд руб. и завершить строительство.
В планах — построить и ввести в эксплуатацию до 2024 года дорогу протяженностью около 100 км в обход Кемерово. Ее оценочная стоимость — 68,1 млрд руб. Врио губернатора сообщил, что власти рассчитывают на то, что итоговая стоимость проекта будет меньше.
Ставка в «Стратегии» делается на улучшение экологии Новокузнецка. Проект на сумму 22,8 млрд руб. (из которых 12 млрд руб. — федеральные средства, 10,8 млрд руб. — внебюджетные) предусматривает строительство и реконструкцию очистных сооружений на угледобывающих и промышленных предприятиях.
«Новокузнецк у нас находится в десятке самых плохих по экологии городов. И наша цель — к 2024 году сократить выбросы на 20,4%»,— уточнил Сергей Цивилев.
Первый вице президент «Опоры России» Павел Сигал считает, что все вышеперечисленные планы вполне реализуемы в обозначенные сроки. «Инфраструктура железной дороги однозначно требует реконструкции, так как это важная транспортная артерия. Вывод федеральной трассы из города также станет отличным решением, снизит трафик в городе, повысит безопасность и улучшит экологическую обстановку»,— заключил эксперт.
Эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев уверен, что модернизация транспортной инфраструктуры и обеспечение экологической безопасности — «давно назревшие проблемы Кузбасса». «Устаревшая и изношенная инфраструктура создает узкие места для логистики растущих грузопотоков, тормозит развитие экономики региона и страны в целом. Проблема признана на самом высоком уровне, задачи модернизации транспортной инфраструктуры и улучшения экологической обстановки поставлены в числе прочих в тексте „майского“ указа президента. Это добавляет вероятности, что эти процессы вскоре получат ускорение и необходимое финансирование»,— заключил аналитик. В качестве дополнительных источников финансирования стоит задействовать существующие и создаваемые механизмы привлечения и использования внебюджетных и частных инвестиций — концессии, ГЧП, специальные инвестиционные контракты, инфраструктурную ипотеку, уверен эксперт.