Повестка для двух президентов
Эксперты из России и США о том, что нельзя не обсудить на саммите в Хельсинки
В преддверии встречи президентов России и США в Хельсинки ведущие эксперты обеих стран рассуждают о том, чем должна быть наполнена повестка переговоров Владимира Путина и Дональда Трампа. В статье, написанной специально для “Ъ”, директор Центра исследований в области нераспространения имени Джеймса Мартина профессор Миддлберийского института международных исследований в Монтерее (США) Уильям Поттер и глава Центра энергетики и безопасности (РФ) Антон Хлопков объясняют, почему главам государств нельзя обойти вопросы нераспространения ядерного оружия и контроля над вооружениями.
В экспертном сообществе нет единого мнения, можно ли современное положение дел в российско-американских отношениях охарактеризовать термином «новая холодная война». При этом широко распространена оценка: отношения Москвы и Вашингтона деградировали настолько сильно в последние годы, что находятся в самой нижней точке со времен Карибского кризиса 1962 года. В этих условиях российско-американский саммит, который пройдет 16 июля в Хельсинки, является отличной возможностью приостановить, а возможно, даже обернуть вспять процесс ухудшения двусторонних отношений.
Какие вопросы должны стать предметом обсуждения президентов двух стран в столице Финляндии? Перечень разногласий между Россией и США представляет собой достаточно длинный список, мы сфокусируемся на тематике нераспространения ядерного оружия и контроля над вооружениями. Во-первых, потому что Москва и Вашингтон являются основными архитекторами одного из важнейших документов в области международной безопасности — Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). В 2018 году исполняется 50 лет со дня его открытия для подписания. В течение большей части этого срока наши страны тесно сотрудничали во имя общего интереса предотвращения появления ядерного оружия у новых государств. К сожалению, сейчас, когда ДНЯО сталкивается с целым рядом вызовов, будущее этого сотрудничества находится под угрозой.
Во-вторых, несмотря на то что Россия и США совместно с другими странами шестерки международных посредников тесно взаимодействовали в целях выработки Совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы, решение Вашингтона 8 мая в одностороннем порядке выйти из договоренности может не только подтолкнуть Иран к развитию собственного ядерного потенциала, но и стимулировать процесс ядерного распространения в других государствах Ближнего Востока.
В-третьих, впервые за многие десятилетия Москва и Вашингтон не вовлечены в двусторонние переговоры по вопросам контроля над вооружениями, и перспективы их возобновления весьма туманны. Более того, взаимные обвинения сторон в несоблюдении договорных обязательств поставили под угрозу будущее Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Одновременно с этим неясно, удастся ли продлить Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, срок действия которого истекает менее чем через три года.
В-четвертых, очевидно, что интересам как России, так и США отвечает противодействие угрозе ядерного терроризма во всех его формах. Исторически страны сотрудничали на этом направлении, в том числе в области повышения физической ядерной безопасности. Москва и Вашингтон являются сопредседателями Глобальной инициативы по борьбе с актами ядерного терроризма. Масштаб этого сотрудничества тем не менее значительно уменьшился в последние годы, что может свести на нет предыдущие достижения. Это особенно опасно в эпоху, когда у террористов появляются возможности задействовать в своей противоправной деятельности все новые технологии (например, кибертехнологии).
В-пятых, несмотря на то что риск военной конфронтации на Корейском полуострове значительно уменьшился за последние месяцы, денуклеаризация региона остается в лучшем случае отдаленной перспективой. Это означает, что любая неверная оценка, любой просчет могут в одночасье повернуть вспять достигнутый прогресс и привести к резкому росту напряженности, создав угрозу миру и международной безопасности.
Для противодействия всем этим вызовам в области ядерного нераспространения необходимо восстановление российско-американского диалога как минимум на том же уровне, каким он был в годы холодной войны. Хельсинкский саммит может стать первым шагом в этом направлении, если одним из его результатов станет подтверждение руководством обеих стран совпадения интересов России и США в деле укрепления ДНЯО, содействия процессу контроля над вооружениями и стратегической стабильности, противодействия угрозе ядерного терроризма.
Помимо регулярных встреч на высшем уровне двусторонний диалог для обсуждения вопросов по указанной проблематике должен включать рабочие встречи высокопоставленных представителей оборонных, внешнеполитических и энергетических ведомств. Опыт подобных контактов все еще свеж в воспоминаниях представителей политических и дипломатических кругов в Москве и Вашингтоне. Один из вариантов организации такой работы — реинкарнация в новой форме и под новой крышей рабочих групп, действовавших в рамках двусторонней Российско-американской президентской комиссии, деятельность которой была приостановлена в 2014 году. В частности, речь может идти о рабочей группе по ядерной энергетике и ядерной безопасности, рабочей группе по контролю над вооружениями и международной безопасности и рабочей группе по борьбе с терроризмом, которые существовали ранее. Возобновление их повседневной деятельности, возможно, с уточненными названиями и сферой охвата не только было бы полезно само по себе, но также могло содействовать восстановлению утраченной партнерами в области нераспространения в прошлом привычки к сотрудничеству по тематике, где интересы двух стран во многом совпадают.
Уильям Поттер. Директор Центра исследований в области нераспространения им. Джеймса Мартина; профессор в области исследований проблем нераспространения им. Сэма Нанна и Ричарда Лугара Миддлберийского института международных исследований в Монтерее (США). Соредактор новой книги «Партнеры однажды, партнеры в будущем: Россия, США и ядерное нераспространение».
Антон Хлопков. Директор Центра энергетики и безопасности (ЦЭБ); председатель Московской Конференции по нераспространению-2019. Соавтор книги «Проблемы ядерного нераспространения в российско-американских отношениях: история, возможности и перспективы».