«Не хочу, чтобы современные музыканты испытывали подобные трудности»
Интервью с Михаилом Симоняном
Президент фонда культурных и образовательных программ «Открытое море» Михаил Симонян о Попечительском совете Новосибирской консерватории и планах возрождения музыкального образования в Сибири.
Михаил Симонян — скрипач, дирижер, председатель попечительского совета Новосибирской консерватории, президент фонда культурных и образовательных программ «Открытое море», заместитель председателя комиссии по культуре, благотворительности и меценатству при РСПП (Российский союз промышленников и предпринимателей), прилетел в Новосибирск, чтобы провести встречу с представителями бизнеса и культуры. Следующие пять лет он планирует вести работу по возрождению музыкального образования в регионе — выстроить диалог между органами власти и образовательным учреждением, найти спонсоров из числа местной бизнес-элиты, отремонтировать родную консерваторию и вдохнуть в нее новую жизнь.
— Михаил Ашотович, почему вы приняли предложение возглавить Попечительский совет Новосибирской государственной консерватории имени Михаила Ивановича Глинки?
— В первую очередь потому что консерватория — родное для меня учреждение, и я вижу, какие изменения в лучшую сторону здесь можно произвести. Попечительский совет призван помочь консерватории добиться решения тех задач, которые на нее возложены, — воспитывать новое поколение музыкантов, помогать талантливым ученикам развиваться. Чтобы работа и обучение в конечном итоге имели успех, я обратился к людям, добившимся успеха как в государственной сфере, в искусстве, так и в бизнесе. К людям, разделяющим мое мировоззрение и имеющим желание возродить музыкальное образование в Сибири. Они вошли в Попечительский совет и сейчас активно помогают мне в решении поставленных задач.
— В каком материально-техническом и творческом состоянии находится консерватория? Насколько взаимосвязаны эти две сферы?
— К сожалению, я должен признать, что консерватория в материально-техническом понимании находится не в самом лучшем и благоприятном состоянии. Мы, в свою очередь, за прошедший год в этом направлении смогли продвинуться и, благодаря договоренностям между руководством министерства и консерваторией, запустили реконструкцию фасада здания. Сейчас я надеюсь привлечь внебюджетные средства. Именно с этой целью мы организовали встречи в Новосибирске с представителями бизнеса. Я уверен, что мы сможем выполнить ремонт органного зала, который в моем понимании является самым лучшим по акустике концертным залом в Сибири, а также отреставрируем сам инструмент.
Для меня очень важно сегодня как для выходца из Новосибирска и человека, много лет назад отучившегося в лицее консерватории, вдохнуть в нее новую жизнь, зажечь в студентах искру желания здесь учиться.
Относительно творческого состояния консерватории наблюдается положительная динамика. Мы активно развиваем международное сотрудничество с Австрией и программы по обмену студентами с Италией.
— По вашим оценкам, какие средства нужны сегодня Новосибирской государственной консерватории для достойного существования и как выглядит финансирование в реальности?
— Средства необходимы в масштабах одного здания на ул. Советская, 31 (Новосибирская консерватория), для региона или страны средства не такие большие. Мы говорим сегодня о 200–300 млн руб. на поднятие материально-технической базы, покупку инструментов. В США, в Филадельфии, где я учился, уникальный подход к развитию культуры. Учреждения существуют только на собственные средства и частные инвестиции, в том числе Метрополитен Опера и Нью-Йоркская филармония. И в Европе, и в США культура — это часть идеологии населения, а у нас же очень часто эта сфера финансируется по остаточному принципу из государственного бюджета как на федеральном, так и на региональном уровне.
Сибирь нуждается в дотациях, это богатая и культурная территория, отсюда только по примеру скрипичной школы за последние 10 лет вышли звезды мировой величины — Вадим Репин, Максим Венгеров, Антон Бараховский, Илья Коновалов. Мы никогда не знаем, когда именно родится следующий талант, поэтому готовим базу для развития творческого молодежного потенциала заранее. Я могу сказать, что сегодня мы практически в два раза увеличили финансирование консерватории. Но это лишь первый шаг, в ближайшие пять лет Попечительский совет Новосибирской консерватории планирует создать систему поддержки и развития музыкального образования в Новосибирске.
— В компетенцию совета входит целый круг задач, связанных с научно-исследовательской, творческой деятельностью, инновационными технологиями в обучении, внешними связями вуза. Что для вас как председателя в приоритете?
— Приоритетным лично для меня является укрепление международных связей, потому что это одно из основных направлений фонда культурных и образовательных программ «Открытое море». Я и мои коллеги, причастные к созданию фонда, представляем культуру России на Западе и в США, устанавливаем двусторонние связи по примеру нестандартных решений. Знаменитейшие солисты постановки оперы «Кармен» из России, Украины, Литвы и Южной Осетии выступали на одной сцене, что невозможно было бы представить на политическом саммите, где представители противоборствующих стран, наверное, не подали бы друг другу и руки.
Очень важно в Новосибирской консерватории и в целом в образовательных учреждениях России обмениваться опытом с коллегами из других стран.
Так, в следующем году мы планируем реализовать два крупных проекта на территории нашей страны и провести шесть совместных концертов с участием студентов из консерваторий России и Австрии, с участием артистов знаменитого Венского симфонического оркестра. Также мы планируем развивать программы по обмену студентами в Италии, где находится одна из сильнейших оперных школ. Такие мероприятия дают эмоциональный, профессиональный подъем и позволяют студентам и выпускникам добиться карьерного роста.
— Как происходит взаимодействие членов совета — вы встречаетесь в реальном времени или обсуждаете все необходимые вопросы дистанционно? Документ об утверждении состава Попечительского совета датирован 23 марта 2017 года, то есть прошло немногим более года. Что удалось сделать за это время?
— В Попечительский совет входят представители Новосибирска и Москвы. Последняя встреча состоялась не так давно в Министерстве культуры России в присутствии первого заместителя министра культуры Владимира Аристархова, а также министра культуры Новосибирской области Игоря Решетникова. Я думаю, что один раз в квартал мы будем планировать подобные крупные встречи. Целесообразнее это делать в Москве.
— В феврале 2018 года вы провели заседание Попечительского совета Новосибирской государственной консерватории в Министерстве культуры России. В частности, шла речь о реставрации концертного зала и органа. Насколько остро стоит этот вопрос и реальны ли перспективы его решения?
— Перспективы абсолютно реальные. На сегодняшний день ремонт зала оценивается в 80 млн руб. Очень надеюсь, что руководство консерватории уже осенью сможет закончить все формальные процедуры и начнет закупку необходимых для ремонта материалов.
— Что удалось сделать для консерватории на конкретных примерах?
— Недавно четыре студента из Новосибирской консерватории получили стипендию фонда «Открытое море» и прошли обучение в летней школе Венской консерватории. Одному из них по окончанию срока было сделано прямое предложение выступать в венском театре. Также удалось оплатить дорогу студентам. Станислав Тихонов, председатель Попечительского совета, культурный и благотворительный деятель взял на себя все финансовые обязательства по данному вопросу. Для студентов это был незабываемый и очень положительный опыт. В штатах, например, на средства спонсоров строят целые залы, приобретают инструменты, содержат классы. Надеюсь эту модель воспроизвести и в российских регионах, и мы уже начали над этим работать.
— 3 марта 2017 года в Государственном концертном зале имени Арнольда Каца по инициативе фонда культурных и образовательных программ «Открытое море» под вашим руководством прошел благотворительный гала-концерт «Посвящение консерватории». Звезды мировой величины выступали без гонораров, а собранные средства пошли на поддержку Новосибирской консерватории. Две стороны вопроса: как удалось уговорить известных музыкантов и что удалось в итоге сделать?
— Наш благотворительный гала-концерт — пример дружбы и дипломатии между музыкантами. Величайший украинский тенор Дмитро Попов и его супруга российская певица Юлия Новикова, известнейший сингапурский режиссер Даррелл Анг, несмотря на безумную загруженность, потратили один день из своего плотного графика для участия в нашем мероприятии. Они не просто мои коллеги, а друзья, которых я очень люблю, дорожу ими и испытываю к ним огромное уважение. Все музыканты-коллеги согласились принять участие в концерте без гонорара. В итоге нам удалось привлечь частных инвесторов. Эти средства мы планируем направить на точечную реконструкцию классов. Скорее всего, это будет обустройство скрипичной кафедры, покупка нового оборудования и мебели.
— А какой вам запомнилась консерватория вашего детства? Какие из воспоминаний о Новосибирске, годах учебы вызывают особенно трепетные, ностальгические чувства?
— Я очень хорошо помню годы, проведенные в консерватории. Мы ходили в школу в минус 40. И одно из моих ярчайших воспоминаний, как на уроки музыки мне приходилось брать с собой лампочку, потому что не было света в помещении. А еще моя мама отрезала мне на перчатках кончики пальцев, чтобы я мог играть на скрипке, так как в классе было очень холодно и руки буквально костенели. Вспоминая эти моменты, я понимаю, что не хочу, чтобы современные музыканты испытывали подобные трудности.
И я иду к тому, чтобы переломить эту ситуацию, изменить отношение к культуре в России. В связи с этой задачей мне пришлось снизить свою концертную деятельность и заняться общественной работой.
— Новосибирская скрипичная школа подарила миру уникальных музыкантов. В чем, на ваш взгляд, причина феномена тех лет, когда один за другим на мировую сцену выходили вундеркинды из Сибири?
— Я полагаю, это связано с ролью личности в истории. У нас были и есть гениальные фантастические педагоги, такие как Захар Брон, воспитавший моих коллег. А также Арнольд Кац, тот, кто создал Симфонический оркестр и создал культуру, которая есть у Новосибирска. Я думаю, что одним из ключей к успеху было общение с ним. Ну и, конечно, вклад и помощь преподавателей и родителей.
— Как удается совмещать столь разные сферы деятельности — административную, творческую в качестве солиста и дирижера? Что для вас важнее и ближе на данном этапе — смычок, дирижерская палочка, возможность влиять на процессы в культуре, творческой жизни?
— Могу сказать, что в плане музыки я добился всего того, что хотел, и сейчас планирую использовать приобретенный опыт в общественной сфере. Безусловно, я никогда не брошу скрипку, потому что я люблю этот инструмент, однако я для себя поставил иные задачи, которые тоже доведу до конца. Это выявление и развитие молодых талантов, создание приемлемых условий для обучения подрастающего поколения, и, главное, сделать мы все это должны общими силами, с привлечением небезразличных к искусству меценатов России.
Личное дело
Михаил Симонян родился в Новосибирске в 1985 году. Обучение игре на скрипке начал в 5 лет. В 12 лет получил первую премию на международном конкурсе юных скрипачей «Виртуозы 2000», в 13 лет — международную премию «Признание» и стал обладателем Гран-при конкурса юных скрипачей Сибири и лауреатом Международного конкурса И. Менухина в Булонь-Сюр-Мер. В 13 лет сыграл свой первый сольный концерт в нью-йоркском «Линкольн-Центре». Мировое признание пришло в возрасте 15 лет, когда юный скрипач дебютировал в «Карнеги-холле». В 1999 году получил грант Salon de Virtuosi на обучение в Институте музыки имени Кертиса в Филадельфии. В 2013 году начал общественную деятельность, состоял в должности советника губернатора Калужской области по культуре. В 2014 году возглавил Калужский молодежный симфонический оркестр. В 2015 году завершил работу в качестве директора и художественного руководителя. В 2017 году возглавил Попечительский совет Новосибирской консерватории.