РМК умножает стройки
Компания планирует новые инвестиции
Русская медная компания (РМК) Игоря Алтушкина (80%), которая весной получила кредит Газпромбанка (ГПБ) на строительство Томинского ГОКа, анонсировала еще два крупных проекта. Компания намерена построить за 45 млрд руб. автоклав на Михеевском ГОКе мощностью 100 тыс. тонн медных катодов, а также купить Малмыжское месторождение в Хабаровском крае с запасами 5,6 млн тонн меди (вложения оценивались в $1,5 млрд). Но организация финансирования проекта и перспективы спроса на медь в Китае (50% мирового потребления) на фоне торговой войны с США оставляют вопросы к нему, говорят эксперты.
РМК планирует построить на площадке Михеевского ГОКа в Челябинской области автоклав, который будет ежегодно выпускать 100 тыс. тонн медных катодов, 25 тыс. тонн сульфата никеля и до 350 тонн кобальта (используются в аккумуляторах электромобилей), заявил на «Иннопроме» президент РМК Всеволод Левин. По его словам, сырьем будет медный концентрат ГОКа (до 500 тыс. тонн в год) и никелевые руды Куликовской группы месторождений (750 тыс. тонн в год). Автоклав позволит оптимизировать транспортные издержки и выпускать продукцию с большей добавленной стоимостью, объяснил топ-менеджер. Инвестиции в проект оцениваются в 45 млрд руб., как уточнили “Ъ” в РМК, планируется организовать проектное финансирование и окупить проект за семь лет (запуск намечен на 2021 год). В Михеевском ГОКе у РМК есть партнер — Gerald Metals из США (15%), но автоклав РМК будет строить сама, говорят там.
Сейчас мощности РМК по катодной меди — 220 тыс. тонн в год, в 2017 году компания выпустила 183 тыс. тонн катодов, еще 147 тыс. тонн — выпуск меди в концентрате. РМК занимает третье место в РФ по производству меди после «Норникеля» (398 тыс. тонн в 2017 год) и УГМК (378,4 тыс. тонн). Около двух третей меди РФ экспортирует. При этом РМК строит Томинский ГОК на 110 тыс. тонн меди в концентрате в год и планирует рост ресурсной базы. Так, РМК планирует купить у «Амур Минералс» (СП канадской IG Copper и американской Freeport-McMoRan) Малмыжское месторождение в Хабаровском крае. Его запасы по ГКЗ составляют 5,6 млн тонн меди и 278 тонн золота, ресурсы — 3,3 млн тонн меди и 151 тонна золота. Закрытия сделки ждут в третьем квартале (по оценкам “Ъ”, сумма может составить около $300 млн), Всеволод Левин говорит, что строительство может начаться в 2022–2023 годах. Проект IG Copper предполагает строительство ГОКа на 30 млн тонн руды в год и инвестиции в размере $1,5 млрд.
Источники “Ъ” в отрасли говорят, что переработка концентрата в катод стоит $200–500 за тонну меди. Концентрат продавать выгоднее: маржа составляет $2–3 тыс. на тонну меди, рафинирование добавляет всего до $100 к тонне, но все зависит от логистики, а перевозить катоды легче, указывает собеседник “Ъ”. По его словам, если РМК построит автоклав и обеспечит его энергоснабжение, то у нее как минимум не будет проблем с хранением и утилизацией серной кислоты, а объемы сульфата никеля и кобальта «поглотит рынок». Что касается перспектив Малмыжа, то «РМК уже показала, что умеет копать», заметил источник “Ъ”, главное, найти деньги на все проекты, стоимость которых еще будет меняться.
Основной партнер РМК по Михеевскому и Томинскому ГОКам — ГПБ, там не ответили “Ъ”. Банковское ТЭО по автоклаву еще разрабатывается, говорит источник “Ъ”. В ВТБ говорят, что за финансированием сделки по Малмыжу РМК не обращалась, в Сбербанке отказались от комментариев.
Выпуск катодной меди на Михеевском ГОКе должен расширить сбыт: если свободные мощности для переработки концентрата есть только в Китае, то катоды можно продать везде, отмечает Олег Петропавловский из БКС. Но торговая война между США и Китаем (потребление КНР — около 12 млн тонн в 2017 году, 50% мирового спроса) уже уронила цены на металл (до $6,38 тыс. за тонну с $7,26 тыс. на 8 июня, по данным LME), говорит аналитик. Негативный эффект может быть сильнее, если страны введут дополнительные пошлины. Ранее господин Петропавловский говорил “Ъ”, что Малмыж может достичь планового IRR в 30%, если цены на медь будут держаться на уровне $6,7 тыс. за тонну.