За дорожными ограждениями присмотрят отдельным ГОСТом
Новые правила готовятся по заказу Росавтодора
Допустимые сроки ремонта дорожных ограждений, поврежденных после ДТП, будут закреплены в новом стандарте, который готовится по заказу Росавтодора: на устранение дефектов дадут от 1 до 9 суток. Помимо этого дорожников также обяжут проводить регулярные осмотры ограждений. Эксперты инициативу поддержали, при этом они говорят, что новому ГОСТу необходимо придать статус обязательного, иначе новые правила не имеют смысла.
Проект предварительного национального стандарта (ПНСТ) «Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Требования к эксплуатации» разрабатывается по заказу Росавтодора, рассказали “Ъ” в ведомстве. Автором документа выступает НИИ Механики и проблем качества.
Сегодня правила ремонта ограждений частично описаны в ГОСТе 50597–2017, вступающем в силу с 1 сентября 2018 года. Указанные в нем сроки ремонта варьируются от 1 до 5 суток (зависит от типа дороги и вида дефекта), но так подробно, как в новом ПНСТ, повреждения и виды работ не описаны. Документом впервые вводятся сроки регулярной проверки ограждений: от ежедневных инспекций (для автодорог 1-й технической категории, то есть магистралей) до одного раза в две недели (для автодорог 4-й и 5-й категорий). Предполагаются также более подробные «инспекционные осмотры», проводимые раз в 1–3 года. Все возможные дефекты будут поделены на четыре группы: опасные для движения повреждения, на которые нужно отреагировать максимально оперативно; дефекты, которые могут снизить ударопрочность ограждения; дефекты, не влияющие на прочность, но влияющие на безопасность движения; мелкие повреждения, не требующие ремонта, но за которыми следует регулярно следить.
Помимо этого устанавливаются допустимые сроки ремонта, которые будут зависеть от вида ограждения и категории дороги. Если, к примеру, деформировалось металлическое ограждение, установленное на автомагистрали, то на ремонт отводится максимум трое суток (либо сутки, если трасса проходит по мосту). Если ограждение тросовое или железобетонное, то срок ремонта не должен превышать пять суток. На очистку ограждений от грязи независимо от категории дороги дадут пять суток. Полгода отводится на восстановление цинкового слоя на балках, более мелкие нарушения можно будет устранить в течение года.
Дорожные ограждения разных типов власти стали активно применять в последние годы. Делается это для снижения числа столкновений на встречке.
На проблему аварий на встречной полосе в 2016 году обратил внимание президент Владимир Путин, после чего был разработан отдельный план по снижению такого рода происшествий. В Москве, как правило, ставят железные ограждения. Росавтодор на федеральных трассах нередко использует бюджетные тросовые ограждения. В Ижевске на трассе М7 в мае нынешнего года были установлены быстровозводимые ограждения из композита, сейчас они тестируются: в ГИБДД поясняли, что они дешевле тросовых. По данным Росавтодора, общая протяженность ограждений на федеральной дорожной сети сегодня превышает 20 тыс. км, ежегодный прирост составляет примерно 150–200 км.
Смысл нового стандарта — в «накоплении опыта для модернизации нормативно-технической базы в области содержания и эксплуатации ограждений», пояснили “Ъ” в Росавтодоре. «В проекте дефекты классифицированы по значимости влияния на безопасность движения, приведены методы контроля»,— добавляет разработчик стандарта, гендиректор НИИ Механики и проблем качества Ирина Демьянушко. После утверждения предварительного стандарта его нормы, скорее всего, станут обязательными для применения дорожниками (соответствующая инструкция будет разослана в региональные филиалы Росавтодора). В течение года новые правила пройдут апробацию, затем ПНСТ будет преобразован уже в полноценный стандарт. Напомним, практика применения «пилотных» предварительных стандартов ПНСТ была введена в 2012 году: такие документы разрабатываются на 6–7 месяцев быстрее традиционного ГОСТа, при этом срок их действия ограничен тремя годами.
Состояние ограждений вызывает много вопросов у автомобилистов, говорит координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. «Гнутые ограждения после ДТП стоят годами, некоторые ржавые, почти развалившиеся,— рассказал он “Ъ”.— Дорожники подолгу не меняют желтые пластиковые амортизирующие емкости, в которые кто-то въехал». По данным ГИБДД, в 2017 году количество ДТП, связанных с плохой видимостью световозвращателей, размещенных на дорожных ограждениях, выросло на 31%. «Все водители хоть раз видели погнутые металлические ограждения, отсутствие световозвращающих вставок и т. д.,— добавляет заместитель главы общественного совета при Минтрансе РФ Наталья Агре.— Новый стандарт, безусловно, принесет пользу. Простые граждане могут отслеживать сроки ремонтов ограждений, а у эксплуатирующей организации будет четкий регламент по осмотру и ремонту». Новый стандарт, считает она, позволит при необходимости сослаться на него при обращении с жалобой «в эксплуатирующую компанию». При этом госпожа Агре заметила, что методы устранения дефектов можно было бы описать более подробно. Кроме того, стандарт надо внести в список обязательных к исполнению ГОСТов, говорит госпожа Агре (с помощью поправок к распоряжению правительства №2438-р от 4 ноября 2017 года).