Россия включилась в борьбу за рынок космического туризма
Насколько успешным будет проект компании «Космокурс»
Россия готовится отправить первых туристов в космос через семь лет. Билет на орбиту обойдется в $200 тыс. Реализовать идею и конкурировать с Джеффом Безосом и Ричардом Бренсоном хочет компания-резидент «Сколково» — «Космокурс».
Планируется, что полеты будут проходить на высоте орбиты Юрия Гагарина — это около 200 км. Фирма планирует создать многоразовые ракету-носитель и космический корабль на семь мест. Полет будет длиться 15-20 минут, из них примерно пять космические туристы проведут в невесомости. Проект полностью частный. Основным инвестором, по данным газеты «Ведомости», может быть совладелец Уральской горно-металлургической компании Искандер Махмудов.
Бюджет этой программы — несколько сотен миллионов долларов, сообщил «Коммерсантъ FM» редактор издания «Новости космонавтики» Игорь Афанасьев. Но, по его словам, это намного меньше, чем у западных конкурентов.
«У них достаточно сильный конструкторский коллектив, и есть негосударственное финансирование. Сами они говорят, что речь идет о сотнях миллионов долларов. Имеется разрешение от "Роскосмоса", они договариваются по поводу предоставления стартовых площадок, то есть идут серьезные переговоры с Байконуром, Капустиным Яром, — рассказал Игорь Афанасьев. — Если удастся выдержать график, о котором говорят авторы проекта, а он достаточно напряженный, то, думаю, это возможно вполне, и со временем компания выйдет на рынок. Но дело в том, что западные фирмы планируют начать туристические полеты фактически уже в самом ближайшем будущем. Поэтому тут возникает другой вопрос — даже если у "Космокурса" будет система, не опоздают ли они к раздаче призов?».
Главные конкуренты «Космокурса» — компании Virgin Galactic Ричарда Брэнсона и Blue Origin Джеффа Безоса. Обе компании ведут разработки туристических космических кораблей.
Перед «Космокурсом» встанет та же проблема, что и перед его западными конкурентами — безопасность полетов. В этом уверен руководитель Института космической политики Иван Моисеев. Но даже если компания решит эту задачу, она вряд ли окупит затраты из-за низкого спроса на такую услугу, уверен эксперт.
«Есть западные программы, которые продвинулись значительно дальше "Космокурса". Цена на "билет в космос" у всех одинаковая — $200-$250 тыс. Никто пока ничего не запустил, и в обозримом будущем, на горизонте трех-четырех лет, это не произойдет, — подчеркнул Иван Моисеев. — По большому счету, трудно считать это предприятие коммерческим, скорее это проект энтузиастов, потому что цена билета очень высока. Чтобы его купить, нужно быть долларовым миллионером, и при этом еще помешанным на космосе. Такие есть, но их немного. Есть одна большая проблема — это очень рискованное мероприятие. Любое государство должно его лицензировать, сертифицировать. Ни одно правительство в здравом уме и трезвой памяти без огромной программы летных испытаний, пяти-десяти, а то и больше, беспилотных пусков не даст разрешения на отправку в космос человека. Ничего этого нет, и не предвидится».
Первый туристический полет в космос состоялся в 2001 году. Тогда американский бизнесмен Деннис Тито слетал на МКС за $20 млн. С тех пор международную станцию посетили еще семь человек.